Отношения Турции с ЕС идут ко дну

Читать на сайте Вестник Кавказа

Негативный тренд в отношениях между Берлином и Анкарой, наблюдаемый в последние годы, получил продолжение на фоне последних внутриполитических событий в Турции. На протяжении прошедших месяцев в отношениях между Германией и Турцией наметились определенные улучшения, косвенным свидетельством чему стало согласие турок допустить в начале октября делегацию немецких депутатов на военную базу в Инджирлике, где несут службу солдаты бундесвера.

Это решение стало результатом долгих переговоров между немецкими и турецкими властями, по итогам которых официальный Берлин фактически дистанцировался от разозлившей турок резолюции Бундестага по "геноциду армян", а Турция в ответ смягчила свою позицию относительно визита группы немецких парламентариев в Инджирлик. Однако, казалось бы, наступивший период взаимопонимания между двумя странами, продлился совсем недолго. Уже в конце октября турецкие власти отказали в праве посетить все ту же злополучную военную базу в Инджирлике депутатам от партии "Левые", которую в Турции – не без оснований - считают прокурдской. Левая марксистская идеология курдов РПК вызывает явные симпатии многих сторонников "Левых". 

Четыре дня назад, когда в Турции арестовали главреда и ведущих журналистов близкого к республиканской партии издания "Джумхурийет", официальный Берлин в лице спикера правительства Штефана Зайберта отреагировал довольно сдержанно, обойдясь лишь общими фразами о важности свободы слова в правовом государстве. Многие политические силы в Германии, от "Левых" до "Зеленых", не дали отсидеться федеральному правительству и жестко раскритиковали его за слишком размытые формулировки. Спустя пару дней по теме высказалась канцлер Ангела Меркель, использовав при этом уже более жесткую и четкую риторику. Еще более резко официальный Берлин отреагировал на аресты депутатов и руководства прокурдской "Демократической партии народов" (HDP) во главе с Селахаддином Демирташем. В самом деле, Анкара не могла всерьез рассчитывать на то, что европейцы просто закроют глаза на задержание членов парламента. Турецкие власти сами в свое время позволили прокурдской партии сепаратистского толка стать частью политического ландшафта страны, и сегодня вынуждены считаться с последствиями. Однако и ответ Анкары на упреки из Берлина показывает, что оправдываться за свои действия перед Европой турки не собираются.  Министр юстиции Турции Бекир Боздаг обрушился с ответной критикой в адрес Германии, обвинив ее в притеснениях немецких турок. 

Трещит по швам и сделка между Анкарой и Брюсселем по беженцам. Турецкая сторона в очередной раз заявила, что максимальный срок для введения безвизового режима между Евросоюзом и Турцией – это конец текущего года.  В противном случае, сделка по беженцам будет расторгнута. С учетом того, что Ближний Восток сейчас как никогда ранее далек от мира, последствия этого шага для европейцев и, в особенности, немцев могут оказаться весьма ощутимыми. Но и принять столь неприкрытое, публичное давление Анкары Берлину и Брюсселю будет непросто. Еще больше осложняется ситуация внутриполитической напряженностью в самой Турции – критикуя турецкие власти, Европа усугубляет конфликт, а не критикуя – предает собственные же провозглашенные ценности, и без того переживающие кризис. Особого выбора у сторон нет: либо они должны продолжать тяжелый путь к достижению компромиссов по всем проблемным вопросам, либо же пойти на полный разрыв. Даже, несмотря на высокий накал страстей, думается, что второй вариант всерьез не рассматривает ни одна из сторон.