Турция: казнить нельзя помиловать

Читать на сайте Вестник Кавказа

Последняя казнь в Турции состоялась в 1984 году. После этого различные турецкие правительства все сильнее ограничивали возможности приведения в исполнение смертного приговора, а в 2006 году отменили казнь вовсе. То обстоятельство, что спустя десятилетие в Турции ведутся дебаты о повторном введении смертной казни, связано и со снизившимся в Турции влиянием ЕС, в свое время оказавшего давление на Анкару в вопросе изъятия статьи о смертной казни из турецкого законодательства.

Но "европейская перспектива" для Турции уже давно существует лишь на бумаге, а турецкий президент Эрдоган более не придает значения тому, что говорит или требует Брюссель. Многое указывает на то, что он использует дебаты по поводу возвращения смертной казни для того, чтобы добиться в турецком парламенте поддержки националистической оппозиции и провести необходимые для создания требуемой им президентской системы правления конституционные изменения. Если это произойдет, то станет иронией истории, поскольку те же силы, что когда-то отменили смертную казнь, ее же и восстановят.

Еще задолго до Эрдогана, в конце 1990 года, в Турции вступил в силу закон, сильно ограничивавший применение смертной казни по многим статьям уголовного кодекса. Так, например, перестали караться смертью связанные с наркотиками преступления, что также играло роль для немецких властей при вынесении решений об экстрадиции. В определенных случаях шпионажа и раскрытия государственных тайн смертная казнь также была заменена пожизненным заключением. Еще одно изменение касалось отмены казни за "нелегальный захват военизированными группами частей, военных кораблей или укреплений", как гласили соответствующие параграфы закона. Такие преступления, как "сепаратизм", "измена родине" или "призыв к вооруженному мятежу", хоть и могли далее караться смертной казнью, однако, решение об этом должны были принимать уже не суды, а парламент, в котором тогда соотношение сил было не столь явным, как сегодня. Вынесенный в законном порядке смертный приговор мог быть осуществлен лишь после соответствующего согласия со стороны парламента.

Участникам июльского военного переворота грозит смертная казнь 

В промежутке между сентябрем 1980 года и октябрем 1984 года турецкий парламент одобрил 55 подобных законов об исполнении смертной казни. Большинство казненных было приговорено по обвинению в убийстве, еще 11 - из-за попытки свержения конституционного строя и один из-за сепаратизма. Тот единственный случай касался армянина, который во время покушения в аэропорту Анкары убил девять человек и еще многих ранил. После 1984 года турецкие суды, хоть и вынесли более 300 смертных приговоров, однако турецкий парламент не принял необходимые законы, и эти случаи повисли в воздухе.

В конце 1998 года турецкое министерство юстиции представило законопроект об отмене смертной казни, чтобы сделать возможной экстрадицию курдского террористического лидера Абдуллу Оджалана. Он периодически находился в Италии, но министерство юстиции в Риме отказывалось передавать его Турции из-за действовавшей там смертной казни.

Спустя несколько месяцев турецким спецслужбам, однако, удалось "достать" Оджалана в Кении и перевезти его в Турцию, где он в июне 1991 года в рамках короткого 9-дневного судебного процесса был осужден на смертную казнь через повешение – за измену родине и преступлений против территориальной целостности Турции. Несмотря на то, что приговор с воодушевлением был воспринят большинством турецкого населения (за исключением курдского меньшинства), тогдашнее правительство Турции во главе с президентом Сулейманом Демирелем и премьером Бюлентом Эджевитом предотвратило его исполнение. Эджевит выступал за отмену смертной казни, но столкнулся с противодействием со стороны шовинистской "Партии националистического движения" (MHP) Девлета Бахчели, обещавшего своим избирателям казнить Оджалана. Правда, тогда в Анкаре существовало политическое большинство, выступавшее за сближение с ЕС, который ясно обозначил, что казнь Оджалана эти мечты уничтожит. В конце концов, Бахчели уступил, чего ему до сих пор не могут простить многие сторонники MHP. 

В декабре 1999 года Эджевит сделал заявление о планируемой отмене смертной казни, поскольку она несовместима с членством Турции в ЕС. В августе 2002 года, когда Турция уже была официальным кандидатом на вступление в Евросоюз, турецкий парламент проголосовал за то, чтобы смертная казнь могла применяться лишь во время войны или угрозы войны. Смертные приговоры по статье "терроризм" при этом, наоборот, должны были быть заменены на пожизненное заключение – некоторые говорили даже о "законе Оджалана". Тогдашний комиссар по вопросам расширения ЕС Гюнтер Ферхойген похвалил это "мужественное решение" и констатировал, что без явной перспективы членства в ЕС этого бы не произошло. "В том, что касается отмены смертной казни, Турция теперь однозначно на нашей  стороне". 

На самом деле же, это произошло лишь с 2006 года, когда Турция, уже во время правления Эрдогана в роли премьер-министра, вычеркнула из законодательства статью о смертной казни во время войны. "Турция окончательно отменяет смертную казнь", - звучали тогда заголовки. Но эта "окончательность" скоро может остаться в истории. Эрдоган четко высказался за повторное введение смертной казни, а некоторые подконтрольные ему СМИ делают это еще более явно. 

Газета "Йени Шафак", например, пишет, что Запад попросту навязал туркам отмену смертной казни, чтобы уберечь своих шпионов от худшего, в случае, если они будут раскрыты. Девлет Бахчели, все еще возглавляющий MHP, дает понять, что его партия может поддержать Эрдогана, если он серьезен в своем намерении восстановить смертную казнь. Тем самы, Бахчели смог бы умиротворить своих сторонников – и, возможно, помочь Эрдогану собрать не хватающие голоса для проведения необходимых конституционных изменений по ликвидации существовавшей до сих пор парламентской системы управления государством. Результатом подобной сделки стала бы новая Турция: с президентской системой и смертной казнью.