Можно ли в Турции сформировать мусульманскую демократию
Читать на сайте Вестник КавказаБорьба между консервативной религиозностью и секуляризмом в Турции имела место и до 16 июля, когда группа мятежников совершила попытку военного переворота. Однако после подавления мятежа турецкие эксперты все чаще поднимают вопрос о совместимости или несовместимости основных направлений во внутренней политике. "Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомиться с материалом Бурханеттина Дюрана из турецкой ежедневной газеты Daily Sabah.
Турция столкнулась с рядом крупных вызовов - она не только пытается нейтрализовать угрозы безопасности, связанные с сирийской гражданской войной, но и стремится пересмотреть свои отношения с Россией, Европейским союзом и Соединенными Штатами. Одновременно государство ищет выход из политической турбулентности путем реформирования системы управления. Говорят, что переход к президентской системе необходим для того, чтобы положить конец бюрократическому режиму. Недавняя попытка переворота показала, что Турция не может оставаться стабильной, если ее система управления не будет реформирована, а международные отношения не будут налажены. Я не придаю слишком большого значения европейской интеграции. Думаю, что членство Турции в ЕС не продвинется дальше бесконечных переговоров, особенно на фоне событий, развивающихся в Европе. С другой стороны, евразийская интеграция также не является решением, как бы ни были близки Турция и Россия. Наконец, Ближний Восток, с которым мы разделяем судьбу, сталкивается с серьезными проблемами, включая беженцев, сектантские столкновения и терроризм. Единственный вариант для Турции заключается в улучшении своей системы безопасности путем укрепления демократии - независимо от того, что происходит за пределами ее границ.
В долгосрочной перспективе цель должна состоять в том, чтобы сформировать мусульманскую демократию, способную представлять интересы народа. Глядя на нынешнюю ситуацию, некоторые наблюдатели выражают беспокойство по поводу будущего Турции. Ссылаясь на усиление авторитаризма и поражение исламистов в Турции и на Ближнем Востоке после провала арабской весны, они утверждают, что лучшим вариантом является восстановление светского режима. Те же эксперты использовали попытку переворота, предпринятую Фетхуллой Гюленом, в качестве доказательства того, что любая группа, представляющая исламские ценности вредит турецким национальным интересам. Сторонники возвращения к секуляристскому режиму рассматривают два возможных варианта: либо отстранить Партию справедливости и развития (ПСР) от власти, либо вызывать новую волну секуляризации через ПСР.
Я же считаю, что национальные интересы Турции будет лучше всего представлены сочетанием исламских и национальных ценностей, а также демократии. Причем я не говорю о каком-то «умеренном исламе», который способствовал созданию террористической группы Гюлена и привел к попытке переворота. После 14 лет нахождения у власти президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его Партия справедливости и развития по-прежнему представляют интересы избирателей. Вероятно, именно консервативно-мусульманская элита сможет трансформировать национальную политику и положить конец бюрократической олигархии, а не секуляристы. Есть доля иронии для светских режимов в том, что именно Эрдоган, лидер с исламскими взглядами, смог остановить происламскую организацию Гюлена, численность которой была уменьшена до одного наемника-фрилансера иностранных разведывательных служб.
Люди, которые пытаются протолкнуть очередной светский режим в горло Ближнего Востока, должны отступить и признать тот факт, что для преодоления межконфессиональных столкновений необходима религиозная легитимность, а не секуляризм.