Виталий Наумкин: "Внешние силы инспирируют раскол в исламской умме России"
Читать на сайте Вестник КавказаНа этой неделе в ходе конференции "Ислам в России: прочность традиции и открытость к современности" ученые-исламоведы поддержали создание Российского совета улемов. Научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, занимающий также пост старшего политического советника спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры рассказал "Вестнику Кавказа" о проблемах исламской уммы в России и путях их преодоления.
- Виталий Вячеславович, в чем состоят проблемы внутри мусульманской уммы России? Каким образом их можно нивелировать?
- Если называть вещи своими именами, то внешние силы инспирируют в исламской умме раскол по разным направлениям, в том числе и по линии личных амбиций, соперничества, разногласий между отдельными школами богословскими. Это то, чего на самом деле не существует, потому что умма всегда была едина. Есть кавказский шиитский ислам, есть салафитский среди тюркоязычных народов. Это всегда было, и всегда они жили в мире. Вообще в исламе есть плюрализм - есть много муфтиятов, которые, наверное, отражают склонность каждого региона к тому, чтобы самостоятельно решать свои исламские проблемы. Это же общественное движение.
Есть признаки раскола, которые пытаются внести и радикалы, и исламские террористы, экстремисты в российскую умму, противопоставить одних другим и под видом чистого ислама внедрить идеи против традиционного суфизма, вообще традиционного ислама. Иногда это выражается в каких-то мелких, незначительных столкновениях вокруг частных вопросов, которые нужно преодолевать. Идея этой конференции, которую мы провели от имени российских исламоведов, состоит в том, чтобы призвать наших мусульман к этой консолидации, помочь им.
Мы не вмешиваемся во внутриисламские дела, потому что среди нас есть и светские люди, есть и мусульмане, и христиане, и неверующие. Но мы, будучи друзьями ислама, людьми, которые много десятков лет занимаются исламоведением, призываем объединиться вокруг идей отвержения терроризма, приверженности нормам традиционного ислама, отказа от осуждения такфиризма - анафемизации других мусульман, отказа от навязывания своих норм другим. Вокруг этих всех вопросов мы призвали консолидироваться и быть очень внимательными к тому, чтобы эту смуту, которую сеют недоброжелатели ислама, победить и остановить.
- Виталий Вячеславович, вы привели статистику, что сейчас порядка трех тысяч выходцев из России находятся в Сирии. С момента начала российских операций на территории этой страны тенденция отправки людей на Ближний Восток сократилась или нет?
- Я не имею точной статистики, но знаю, что она сократилась. Более того, уже оттуда пошел отток этих людей, произошло их рассеивание по другим регионам Ближнего Востока. Часть этих людей стала возвращаться. Туда приехало много людей из Европы, из Турции, из других стран. Этот процесс идет, и конечно, выезд мусульман, обманутой молодежи на псевдоджихад в Сирии, сокращается.
- Какую роль сегодня играют мусульмане России в упрочнении ее позиций на Ближнем Востоке и вообще в исламском мире?
- Мы просто образец. Если учесть раскол, который сегодня сотрясает исламский мир, особенно на Ближнем Востоке, то мирная жизнь наших мусульман, их толерантность, их терпимость, их сожительство вместе с христианами, буддистами, иудеями – это образец конструктивного взаимодействия. И 20 миллионов российских мусульман, которые бок о бок живут с православными, это конструктивный пример для народов Ближнего Востока. Это пример нуждается в распространении, как и наследие традиционных ученых мусульманской уммы России, татарских ученых, башкирских, чеченских, дагестанских, которые сегодня переводятся на русский язык, распространяются, печатаются.
На Ближнем Востоке внимание к этому наследию растет, при этом развивается система нашего новоисламского образования - люди меньше стали выезжать за границу, хотя крупные исламские университеты привлекают молодежь. Сегодня система исламского образования в России развивается, этому помогает государство, есть специальные программы, в которых участвуют и исламоведы, и светские университеты, и Московский университет, Институт стран Азии и Африки, и Санкт-Петербургский, Пятигорский, и Казанский федеральный университет. Думаю, что это очень хорошо.