Какие изменения произойдут в правительстве Грузии?
Читать на сайте Вестник КавказаВ Грузии могут сократить число министерств. Об этом сегодня сообщил министр образования и науки страны Александр Джеджелава, добавив, что решение о кадровых изменениях в кабмине пока не принято.
При этом он подтвердил, что премьер и его команда работают в этом направлении. "Речь и об оптимальной структуре правительства. Мы должны стараться, чтобы деньги наших налогоплательщиков тратились максимально оптимально. Поэтому, я думаю, и в каждом отдельном ведомстве нужен постоянный пересмотр этого, в том числе и у нас, в сфере образования и науки, и в целом в структуре правительства", - цитирует его Грузия Online.
"Мы знаем страны, где министерств больше, чем у нас и страны, где их меньше, однако я не думаю, что в этом плане нужны значительные изменения. Думаю, в отдельных случаях возможна оптимизация, однако без нарушения темпов работы", - резюмировал Джеджелава.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" Руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани в первую очередь отметила, что на данный момент другие представители правящей партии пока подтвердили эту информацию, добавив, что оптимизация правительства была бы верным решением. "Во-первых, сейчас очень много бюрократических издержек, а во-вторых, некоторые министерства действительно можно объединить. Например, министерство спорта и министерство культуры", - поведала эксперт.
Кроме того, она подчеркнула, что до результатов второго тура парламентских выборов очень сложно предугадать, как изменится состав правительства. "Совершенно точно не стоит трогать министра здравоохранения и министра по исправлению наказаний, которые, на мой взгляд, прекрасно справляются со своей работой. Что касается остальных, то в этом вопросе сейчас нет ясности, поскольку серьезно обновился парламентский пул и непонятно, кто из них перейдет в исполнительную власть", - заключила Нана Девдариани.
Со своей стороны руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе напомнил, что нынешний госаппарат был раздут во времена президентства Михаила Саакашвили. По его словам, за четыре года "Грузинская мечта" никак не изменила эту ситуацию, хотя менять все надо было в первый же год после прихода к власти. "Вместо 20 министров, включая премьер-министра, необходимо оставить максимум 13", - пояснил он.
В то же время политолог выразил сомнение в том, что у "Грузинской мечты" хватит политической воли для того, чтобы провести реальную оптимизацию. "Очень многое надо менять. В частности, следует сократить институт губернаторов со всеми их гигантскими аппаратами. К сожалению, я уверен в том, что все ограничится лишь косметическим ремонтом. "Грузинская мечта" предпочтет сохранить эти должности, чтоб можно было продолжать назначать на них своих людей, чем она занималась все эти годы", - рассказал эксперт.
Также он подчеркнул, что в настоящее время количество людей, получающих зарплату в бюджетных учреждениях Грузии, в четыре раза больше, чем в частном секторе. "Грузия держится за счет поступлений из-за рубежа, то есть тех средств, которые отправляют граждане, уехавшие работать в другие страны, в первую очередь в Россию. Так что совершенно очевидно, что вся госслужба должна быть оптимизирована", - считает руководитель Института стратегии управления.
Помимо этого, он поделился своим мнением о том, какие из министерств могут быть сокращены. "Сейчас в Грузии есть министерство молодежных дел и спорта, которое раньше входило в министерство культуры. Есть также госаппарат евроинтеграции, который ничего не делает многие годы. В такой маленькой стране, как Грузия, для этих целей вполне хватит министерства иностранных дел. А ведь еще есть министерство развития регионов, министерство энергетики. Нужно оставить только самые необходимые: министерство иностранных дел, обороны, образования, юстиции и культуры. Для этого можно привлечь иностранных специалистов, которые не раз помогали странам достичь оптимизации в области управления государства", - сообщил эксперт.
При этом он указал на то, что изменения обязательно произойдут. "У "Грузинской мечты" будет конституционное большинство. Хочется надеяться, что сейчас удастся перейти к классической парламентской модели, где все было бы расписано, как это есть в том же Евросоюзе. В этом смысле можно взять пример со стран Балтии, которые по своему историческому опыту и масштабу во многом походят на Грузию", - подытожил Петре Мамрадзе.