Драйв "кембриджской пятерки"
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня, в период мировой нестабильности, эксперты и политики обращаются к историческому опыту, надеясь, что он поможет противостоять развязываю глобальной воны. Между тем, гораздо большее влияние на ход истории, чем это представляется обывателям, оказывали и оказывают разведывательные службы. Одной из самых успешных разведывательных групп в истории советских спецслужб считают "кембриджскую пятерку". "В результате серии блестящих операций в начале-середине 1930-х годов удалось завербовать определенное количество выпускников Кембриджского университета, представителей высших классов английского общества. Условно мы называем ее пятеркой, хотя на самом деле там были и другие члены", - рассказывает историк-англовед Михаил Богданов.
По его словам, колоссальную помощь СССР оказали Ким Филби, достигший очень высоких постов в Secret Intelligence Service, MИ-6, внешней разведке Британии; Дональд Маклин, который достиг высоких постов в Министерстве иностранных дел; Гай Бёрджес, Энтони Блант и Джон Кернкросс. "С их именами связаны ядерные секреты. Они своей информацией внесли конкретный вклад в Курскую битву", - говорит историк. По мнению Богданова, "в ситуации, когда британские власти начинали заигрывать с Гитлером, пытаясь направить его на Восток, они [члены "пятерки"] понимали, что единственная сила, которая может сокрушить фашизм - Советский Союз. Это придало им энергию, силу, это их заставило войти в ряды борцов против фашизма, подвигло их на то, чтобы стать нашими помощниками, советскими агентами".
Политолог, доцент МГИМО (У) МИД РФ Андрей Безруков говорит, что каждый из "пятерки" представлял интеллектуальную элиту Британии. "Когда о них говорят как об агентах, думаю, недооценивают их драйв, их желание изменить мир. Это были люди, родившееся где-то на рубеже 1910 года, они мальчишками видели Первую мировую войну и поняли, что несправедливость может быть прийти и в их дом. В то время расслоение классов было глубоким как никогда. 1% британских элит владел практически 90% страны. Они сделали выбор в пользу справедливости, встав на путь антифашизма. И Советский Союз тогда как раз был оплотом этой социальной справедливости. Они были молоды, но это были высочайшие профессионалы, которые прошли через войну, через нестабильность послевоенной Европы. Это были убежденные коммунисты и убежденные гуманисты, которые боролись за объединение мира".
Андрей Безруков провел параллели с современностью, выразив мнение, что "сейчас мы возвращаемся в тот же самый мир, к тому же вопиющему социальному разделению, когда в Западной Европе и особенно в США 1% населения владеет 90% богатства".
В этой связи политолог упомянул фигуру Берни Сандерса, который наряду с Хиллари Клинтон был главным претендентом на роль кандидата от Демократической партии на президентских выборах в США в 2016 году. Сандерс получил более 10 миллионов голосов на праймериз и победил в 23 штатах, однако объявил о выходе из президентской гонки, поддержав Клинтон. "То что феномен Сандерса вызвал такой отклик, свидетельствует о том, что западный, американский мир, достаточно благополучный в материальном отношении, хочет справедливости. Но мы возвращаемся к тому, что международная система чревата конфликтом, есть великие державы, которые опять борются за место под солнцем, и система их не может удержать. Правил игры больше нет. Мы возвращаемся через 100 лет к тем же посылам, и посмотрим, как наш мир ответит. Тогда "кембриджская пятерка" ответила борьбой за идею, самопожертвованием. А ведь это были самые образованные люди Британии, элита элит", - говорит Безруков.