От искусства Возрождения до политики современности
Читать на сайте Вестник КавказаПредставляя книгу Энтони Бланта "Теории искусств в Италии, 1450–1600", вышедшую в этом году в серии "Реальная политика", советник генерального директора МИА "Россия сегодня" Вероника Крашенинникова заметила: "Читатель нашей книжной серии, увидев книгу об искусстве, может удивиться: как от развенчивания американских секретных операций мы вдруг пришли к истории искусства эпохи Возрождения? Пришли, заверяю, самым прямым путем. Эта книга – столь же политическая, как и предыдущие. Кроме того, она поднимает более глубокие пласты политики – пласты ценностей и целеполагания".
"Это книга про политические ценности, которые заставляли работать и создавать великолепные творения художников и скульпторов Ренессанса. Эти же ценности стимулировали эпоху Просвещения в Европе. Они же вдохновили построение Советского Союза и победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Эти ценности - вера в человека, вера в разум, вера в прогресс научной и общественной мысли. Эту веру, вроде бы очевидную, приходилось защищать в Италии в эпоху Ренессанса от средневекового диктата Римской католической церкви, во времена монархии от произвола царей и королей, во время Великой Отечественной войны от фашизма, и сегодня от черной волны терроризма, которая захлестнула Ближний Восток", - заявила Крашенинникова.
Одним из самых ярких образов защиты таких ценностей она назвала концерт Валерия Гергиева в Пальмире. "Мне довелось просмотреть видео, снятое во время Великой Отечественной войны, где великий советский пианист Эмиль Гилельс исполняет Рахманинова на фронте перед солдатами. Он играет прямо на взлетном поле… Так на фундаменте веры человека в его разум выстроились ценности гуманизма, научного и социального прогресса, и эти ценности привели в дальнейшем к самым высоким мировым достижениям и в искусстве, и в науке, а также в общественно-политической мысли и в государственном строительстве", - сказала Крашенинникова.
По ее словам, особенность книги состоит в персоне ее автора. Энтони Блант был ведущим британским историком искусства, впоследствии куратором королевской коллекции и служил в британской контрразведке MI5. Однако в действительности он работал на советскую разведку в составе «Кембриджской пятерки» – самой успешной разведывательной группы в истории спецслужб.
Для британского историка искусства и советского разведчика Энтони Бланта были очевидны параллели между гуманизмом Возрождения и советским проектом социальной справедливости – тогда как Третий рейх представлял современное воплощение средневековой инквизиции, насилия и мистицизма.