Россия сверила часы с ОПЕК накануне венской встречи
Читать на сайте Вестник КавказаРоссия и ОПЕК рассматривают различные варианты по стабилизации объемов нефтедобычи. Об этом сообщил на пресс-конференции по итогам прошедшего в Вене "Энергодиалога Россия - ОПЕК" глава Минэнерго РФ Александр Новак.
"Мы прорабатываем различные варианты и механизмы участия стран ОПЕК и не ОПЕК в выработке совместных решений. Сейчас идет более детальная проработка конкретных предложений внутри ОПЕК, которые будут рассмотрены в ноябре на очередной конференции", - цитирует его ТАСС.
По словам министра, в ходе встречи Россия и ОПЕК решили наладить информационно-аналитическое сотрудничество. "Договорились с нашими коллегами и ОПЕК о том, что мы объединим усилия в части информационно-аналитических исследований и анализа, который сегодня отдельно осуществляет ОПЕК и российские специалисты. Мы хотим получить в этом плане синергитический эффект", - поведал Новак.
Очередное заседание "Энергетического диалога Россия - ОПЕК" может состояться в Москве в 2017 году. "Мы наметили, что следующее заседание пройдет в Москве в следующем году. Или, может быть, в любом другом городе. Это мы дополнительно определим в зависимости от пожеланий наших коллег", - уточнил глава Минэнерго.
В ходе Энергодиалога генсекретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо подчеркнул, что действия России играют принципиальную роль для разрешения проблем, одолевающих сейчас мировую энергетику. "Лидирующая роль Российской Федерации чрезвычайно важна для преодоления современных испытаний в энергетической сфере, которые часто переплетены между собой и трудно разрешимы", - указал он.
Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выразил уверенность в том, что ожидать каких-либо существенных договоренностей от встречи в Вене не приходится. "В целом, это даже не особо нужно, поскольку у нас уже была месяц назад встреча в Алжире, после чего российская сторона неоднократно озвучивала, в том числе на уровне президента, готовность к тому, чтобы принять участие в замораживании уровня добычи, если это понадобится. Ничего больше ОПЕК от нас пока и не ждет, учитывая, что картелю нужно сначала договориться внутри себя, а сделать этого еще не удалось: нет соглашения по распределению квот, решению иранского и иракского вопросов, возможному исключению ряда стран из квотирования. То есть со стороны ОПЕК очень много неопределенности", - указал он.
"Что касается России, то Россия изначально занимала сторону наблюдателя, готового только в крайнем случае подключиться к заморозке – если все остальные предпримут решительные шаги на деле. Минэнерго никогда не заявляло, что Россия будет инициатором таких шагов или будет в одностороннем порядке замораживать добычу. По объективным причинам добыча в России растет и, если сохранятся текущие условия, в том числе рост цен, российские нефтяные компании не будут заинтересованы в замораживании добычи: это достаточно противоестественный шаг, учитывая технологические особенности добычи в наших широтах, где существенно сложнее осуществить техническую заморозку. Кроме того, крупнейшие компании, с которыми легче всего договориться, – "Роснефть" и ЛУКОЙЛ - и так добычу не увеличивают, весь рост добычи приходится на средние и малые компании, включая "Газпромнефть", "Татнефть", "Башнефть", "Иркутскую нефтяную компанию"", - обратил внимание эксперт.
Обилие компаний, за счет которых сейчас растет добыча нефти в России, снижает возможности для согласованной ее "заморозки". "Юридически у правительства России нет механизмов по оперативному регулированию добычи нефти, за исключением налоговой, таможенной и тарифной политики, которые подстраивать под "заморозку" никогда не планировалось. Напротив, наша экономическая политика в этой сфере стимулирует добычу. В итоге возможны лишь формальные договоренности между государством и компаниями, но, чтобы они состоялись, нужны очень веские доводы со стороны правительства. В этой связи я бы не ждал никаких прорывных заявлений сегодня. Важным будет саммит ОПЕК 30 ноября", - заключил Алексей Белогорьев.
Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров, в свою очередь, считает, что сам вопрос "заморозки" в скором времени может потерять свою актуальность в связи с выравниваем спроса и предложения на нефтяном рынке. "Настроения относительно сокращения излишков нефти на рынке довольно оптимистичны. Тот же министр нефти Саудовской Аравии недавно заявлял на совещании стран-производителей нефти Персидского залива, что нефтяной профицит быстро схлопывается и конец цикла низких цен на нефть близок. При этом речь идет о более долговременном тренде баланса спроса и предложения, тем более что в США число буровых установок растет низкими темпами, банкам, финансирующим американских нефтяников, еще только предстоит поверить в стабильность цены, чтобы увеличить инвестиции в сланцевых производителей", - пояснил он.
Помимо этого есть ряд факторов, который может поднять цену и без "заморозки" уже в ближайшее время. "Я бы обратил внимание на обострение противостояния между парламентом и президентом Венесуэлы: напряженная политическая обстановка в стране способна вылиться в сбой экспорта венесуэльской нефти, что сразу приведет к изменениям на рынке. То есть сейчас нет необходимости искусственно занижать добычу, тем более, что есть понимание того, что даже достигнутые договоренности по "заморозке" не обязательно будут соблюдаться, кроме того, существенно это цены не повысит. А сейчас сама собой складывается такая ситуация, что капиталовложения в нефтяную сферу снижаются, явно видны пределы ее роста из-за недостатка инвестиций, что ведет к восстановлению баланса на достаточно комфортном уровне, возможно, $55-60 за баррель уже в следующем году", - ожидает Валерий Нестеров.