Лицо России на Южном Кавказе

Читать на сайте Вестник Кавказа
Российские пограничники уже давно стоят на рубежах и Абхазии, и Южной Осетии, но официально они это начали делать только с начала этой недели. В понедельник Дмитрий Медведев подписал закон о ратификации соглашений с Абхазией и Южной Осетией о совместных усилиях по охране границ.

Документы были подписаны еще год назад, но потом их еще должны были ратифицировать нижняя и принять верхняя палаты российского парламента. Было очевидно, что процесс ратификации никто в России затягивать не собирается. Формальным лоббистом принятия документов на заседании Совета Федерации выступил представитель от Северной Осетии Александр Дзасохов, назвавший ратификацию соглашений «важным государственным актом, направленным на стабилизацию положения на Южном Кавказе», а пограничные посты - «лицом России на Южном Кавказе». «Хочу обратить особое внимание на то, что осетинский миротворческий батальон, в котором были опытные офицеры, сержанты и прапорщики, в новых условиях можно было бы трансформировать в подразделения, близкие по своим задачам пограничной службе», – сказал Дзасохов. Сенатор выразил мнение, что руководство пограничных войск России параллельно с введением в действие соглашения должно продумать шаги, касающиеся подготовки офицерского и рядового состава пограничников, а также необходимых специалистов для погранвойск из числа граждан Южной Осетии и Абхазии. Правда, окончательная формулировка закона выглядит расплывчатой - полномочия по охране государственных границ Южной Осетии и Абхазии делегируются Российской Федерации до формирования органов пограничной охраны этих республик.

Здесь сразу на память приходит история охраны российскими пограничниками таджикских рубежей. После гражданской войны Душанбе не мог взять под охрану собственные границы, эту функцию с готовностью приняла на себя Москва, сформировав погрангруппу в Таджикистане. Сначала таджикские пограничники стояли только во втором эшелоне, усиливая российские структуры и накапливая опыт, затем отдельные участки границы стали передаваться под их контроль. Летом 2005 года власти Душанбе инициировали процесс завершения передачи границы. Три сотни российские пограничников в составе оперативной пограничной группы ФСБ в Таджикистане получили статус советников, остальные покинули страну. Тогда в Москве многих смутила поспешность ухода россиян - В Душанбе так и не были решены ни кадровые, ни финансовые вопросы охраны границы, ведь российская погрангруппа существовала на российские же деньги. На тот момент у российской пограничной службы оставалась единственная группировка за рубежом –
на территории Армении, охранявшая границы с Турцией и Ираном. И вот теперь еще две границы, имеющие серьезное геополитическое значение.

Грузия еще год назад выступила с критикой российско-абхазского и российко-южноосетинского соглашений, заявив, что подписание документов преследует цель показать Западу, что любая активность НАТО на Кавказе встретит адекватный ответ. Тогда же с критикой подписанных соглашений выступила и НАТО, сочтя, что они противоречат ранее подписанным соглашениям о перемирии с Грузией. Вызвали соглашения и недовольство абхазской оппозиции – прошел слух, что российские пограничники наделяются правами граждан Абхазии и получают право на покупку жилья в республике. «Нам пытаются доказать, что независимость нам подарили и за это мы должны платить. Но это не так», - возмущались представители абхазской оппозиции.