Удо Штайнбах: "Штурм Мосула - это конец ДАИШ"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера вечером ход операции правительственных сил Ирака по освобождению Мосула от боевиков группировки ДАИШ президент РФ Владимир Путин обсуждал с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, а часом раньше – с премьер-министром Ирака Хайдаром Абади. Путин пожелал успехов иракской армии и ее союзникам в достижении поставленной задачи, а также поддержал усилия иракских властей по искоренению очага международного терроризма, обеспечению суверенитета и территориальной целостности страны. В ходе обсуждения совместных российско-иракских усилий на антитеррористическом треке дана высокая оценка деятельности Информационного центра в Багдаде, в рамках которого осуществляется координация между военными России, Ирака, Ирана и Сирии.

В интервью DLF штурм последнего оплота ДАИШ в Ираке –  Мосула, начатый иракской армией совместно с курдскими отрядами "Пешмерга", а также обученными в Турции ополченцами-суннитами, прокомментировал немецкий эксперт по ближневосточному региону из школы управления Гумбольд-Виадрина в Берлине, профессор Удо Штайнбах.

По мнению Штайнбаха, происходящие сейчас события – это начало конца ДАИШ. "Разрушение ДАИШ в целом началось уже давно. Казалось, что это произойдет быстрее, но потом иракцы взяли паузу, и это было умно с их стороны. После того, как относительно легко получилось захватить Эль-Фаллуджу, было ясно, что Мосул станет более крепким орешком", - отмечает эксперт. За время паузы были улучшены качество иракской армии и координация между различными сторонами, участвующими в войне.

"Похоже, что нападающие хорошо подготовились и теперь мы увидим, была ли решена основная проблема. Основной проблемой является не численность тех, кто участвует в атаке на Мосул, а разношерстность группировок. Ключевой вопрос состоит в том, смогут ли координироваться между собой эти многочисленные стороны", - считает Штайнбах.

"У них у всех различные интересы. Мы уже наблюдали за недавним витком напряженности в отношениях между Анкарой и Багдадом. Турки осуществляют на иракской территории деятельность, которая не по душе Багдаду. Что они конкретно там делают, до конца не ясно. Но в последние дни об этом более не говорят. Хотя раньше велись разговоры о том, чтобы вынести вопрос на повестку Совбеза ООН. Я полагаю, что американцы сказали обеим сторонам не выносить свои военные и политические противоречия наружу перед такой важной операцией", - заявил эксперт.

 

По мнению политолога, речь идет о победе не только иракской армии, но и других игроков в войне, участвующих в этой атаке. Вопросом является, насколько упорно будут сопротивляться террористы и какие оборонительные меры они предприняли. "Но может оказаться и так, что они деморализованы после всех поражений на иракской территории в прошлом, и относительно легко сдадутся. То есть, они исчезнут так же быстро, как они появились в Ираке в 2014 году – секрет их побед тогда заключался в их неожиданном там появлении, а не военной подготовке. Будет ли это длительная война или короткая, вопрос открытый. Как я уже отмечал: основной проблемой является не непосредственно сама победа, а то, как в конце поделят "шкуру медведя" в Мосуле", - предупреждает Штайнбах.

Не исключает эксперт и политической составляющей военной операции против ДАИШ в Мосуле. "Результат политики президента Обамы в зоне действия ДАИШ, то есть, Сирии и Ираке, далеко не положительный, и демонстрация силы может соответствовать интересам американского президента. К тому же, американцы и их советники, возможно, играют решающую роль в войне. Такой колоссальный стратегический шаг, как штурм Мосула, иракцы сами по себе осуществить бы не смогли. Я думаю, что американцы, французы и другие военные советники – в том числе и немцы – все же довольно успешно сработали при подготовке этого штурма", - говорит немецкий профессор.

 

Эксперт считает, что с захватом Мосула тема Ирака для ДАИШ будет окончательно закрыта, и террористы сконцентрируются на том, чтобы сохранить свои позиции в Сирии.  "Для Ирака ДАИШ более не будет представлять угрозу. Но очень и очень тяжелой проблемой для Ирака будет являться восстановление государственности в стране, отношения между правительством в Багдаде и курдами, между шиитами и суннитами, а также по-прежнему значительное влияние Ирана на Багдад, а также массивная коррупция, делающая невозможным любое политическое формирование. Решению этих проблем должен будет посвятить себя премьер-министр Алави. Может быть, победа над внешним врагом даст ему возможность проводить более сильную политику внутри страны", - полагает Штайнбах.

По мнению эксперта, Ираку предстоит пройти еще очень долгий путь: "Каждый знает проблемы, которые возникли в Ираке после американской интервенции. Мы знаем, что с тех пор не многое изменилось. Прошлый премьер-министр, господин Малики, был полнейшим неудачником, который еще более обострил противоречия между различными группами в Ираке. Но давайте смотреть на вещи оптимистично. В определенный момент надо начать уничтожать такого монстра как ДАИШ, чтобы затем с осознанием полной политической ответственности начать решать внутренние проблемы страны".