Германия становится новым "больным человеком Европы"
Читать на сайте Вестник КавказаЕженедельный британский консервативный журнал, специализирующийся на публикации и анализе новостей из сфер политики и культуры, Spectator, публикует впечатления о ФРГ Сары Мюр, которая недавно вернулась в Великобританию, прожив в Германии 14 лет. В этом году была включена в шорт-лист премии Тимоти Гартона Эша.
Дела Германии идут не очень хорошо. Крупнейший банк страны находится на грани краха, а их второй по величине банк увольняет сотрудников. Фрау Меркель приходится справляться с политическими последствиями ее миграционной политики "открытых дверей", ростом популистского национализма и падением собственного рейтинга популярности. В последние месяцы немцы стали делать продовольственные запасы, а благодаря утечке информации стало известно, что обязательная военная служба, которая была отменена в 2011 году, может быть возвращена. Но и это еще не все: Всемирный экономический форум понизил рейтинг государства. Складывается мрачная картина. Прожив 14 лет в Германии с моим мужем из Венесуэлы (который знает толк в политической нестабильности и национальных кризисах), мы решили, что пришло время собирать вещи и возвращаться в Великобританию.
Мои немецкие коллеги, озадаченные выходом Великобритании из ЕС, спрашивали, почему я хочу вернуться на туманный Альбион, где обитают сосредоточенные на себе "островные обезьяны", питающиеся рыбой, жареным картофелем и пивом (многие немцы думают, что в Великобритании все еще 1970-е). Даже многие мои евроцентричные друзья и родственники в Великобритании задаются вопросом, почему я захотела вернуться.
Когда я переехала в Германию в 2002 году, она во многом опережала Великобританию - сильное государство, с экспортной экономикой и эффективной системой общественных услуг, хорошее (хотя и дорогое) здравоохранение и транспорт, ходивший по расписанию. Но за последние 14 лет мы стали свидетелями устойчивого снижения стандартов в одном из сильнейших государств Европы.
Начнем с экономики. Последние отчеты показали резкое снижение экспорта. Немцы крайне экономны, поэтому не следует ожидать, что внутренний спрос заполнит этот пробел. Санкции в отношении России, а также общее падение мирового спроса оказали влияние на малый и средний бизнес, составляющий основу экономики Германии. В то же время, государственные службы ощущают растущее напряжение, связанное со старением нации и резким увеличением числа прибывающих беженцев.
Отчеты о том, что Германия стала менее конкурентоспособной не вызывают удивления. Одна из причин, по который мы вернулись в Великобританию заключается в том, что из-за германской бюрократии начать новое дело крайне затруднительно – играет роль бесконечная волокита и чрезмерные затраты.
Разваливающаяся инфраструктура Германии была названа в качестве одной из причин снижения конкурентоспособности страны. Поезда Deutsche Bahn зачастую переполнены и часто приходят с опозданием. В то время как в Великобритании в последнее время поездка в Лондон на одном из новых умных поездов Great Western Railway оказалась очень приятной. Даже поезда в Великобритании иногда лучше, чем в Германии.
Отвечая на вопрос о состоянии своей собственной страны, мои немецкие коллеги делятся на два лагеря.
Научные деятели, которые занимают привилегированное положение в немецком обществе, не видят никаких проблем. Зачастую они поддерживают политику фрау Меркель и считают Германию ведущей европейской державой. Они недоумевают, почему остальная часть континента не берет пример с Германии.
Позиция тех, кто работает в различных германских структурах, совсем другая. Они стали свидетелями небольшого, но заметного снижения экономики, и остро осознают падение стандартов общественных услуг. Целый ряд неудачных государственных проектов с огромным бюджетом, в первую очередь аэропорт "Берлин-Бранденбург", при упоминании о котором немцы сгорают со стыда, еще больше усилил общественное беспокойство. (Открытие нового аэропорта немецкой столицы было запланировано на 2011 год, но неоднократно переносилось. По информации немецких СМИ, Берлин-Бранденбург откроется не ранее середины 2017 года, - "ВК").
Конечно, не следует недооценивать способность Германии возрождаться из пепла. Воссоединение со своим бывшим коммунистическим соседом доказывает, что когда страна подходит к чему-либо с умом, она может добиться успеха.
Многое будет зависеть от того, насколько хорошо Германия сможет адаптироваться к Европе без Великобритании. Сможет ли страна сохранить свое все еще завидное благосостояние в процессе интеграции большого числа беженцев? Как Германия справится с ранее немыслимым правоцентристским сдвигом в большой политике? На данный момент, фрау Меркель все еще у руля государства. Но ее будущее под большим вопросом. Кто займет ее место, остается неясным. Перефразируя Дарвина, можно сказать, что выживает не сильнейший, а тот, кто умеет приспосабливаться к изменениям. Но сейчас мне кажется, что способность приспосабливаться у Великобритании выше, чем у Германии.