Валерий Нестеров: ""Турецкий поток" закрепит Россию на рынке Турции"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Накануне Россия и Турция заключили межправительственное соглашение по газопроводу "Турецкий поток". О выгодах проекта и о возможных его "подводных камнях" "Вестнику Кавказа" рассказал аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.

- Судя по итоговым условиям реализации проекта "Турецкого потока", какие выгоды газопровод принесет России и Турции?

- Очень важно, что мы закрепляем за собой турецкий рынок - один из немногих газовых рынков, на котором наблюдается рост и высока конкуренция среди желающих продавать газ: это и Иран, и США, и прочие страны. Для России это будет второй по величине рынок после Германии. Конечно, нельзя забывать и об окупаемости этого проекта, которая будет зависеть от объемов поставок и от цен, по которым газ будет подаваться.

С другой стороны, для "Газпрома" весьма радостным событием становится сама по себе разморозка проекта, ведь он уже находился на продвинутой стадии, были построены газопроводы на территории России - так называемый "Южный коридор" - трубы, чтобы поставлять газ на компрессорные станции на берегу Черного моря, неподалеку от Анапы. То есть, вся инфраструктура для экспорта в Турцию по этому направлению была готова. Теперь, когда уже подписано межправительственное соглашение, можно быть уверенным, что, по крайней мере, частично эта инфраструктура будет использована, и израсходованные ранее деньги будут "отбиты". Кроме того, поставки газа в направлении Турции станут более устойчивыми и не будут зависеть от превратностей наших отношений с Украиной.

Конечно, часть аналитиков считают, что проект "Турецкий поток" относится к тем, которые осуществляются для достижения энергополитических целей, и связан он с нежеланием России качать газ через Украину. Но, с другой стороны, он связан и со здоровым желанием повысить энергобезопасность, надежность поставок российского газа, в данном случае, в Турцию.

- Какие "подводные камни" на пути реализации "Турецкого потока" все еще не устранены?

- Прежде всего - это вопрос с проектным финансированием. Пока он остается нерешенным, переговоры будут продолжаться, но важно, чтобы Турция или турецкие банки участвовали в финансировании морской части этого трубопровода. В этом случае риски для "Газпрома" будут минимальны. Соответственно, банковские проценты будут ниже, чем если вести строительство за счет "Газпрома".

Кроме того, неурегулированными все равно остаются вопросы цены на газ. На мой взгляд, Россия накануне пошла на уступку Турции, дав обещание цену снизить. Хотя цены сейчас и так везде невысокие. Окончательные договоренности, впрочем, еще впереди.

Но главный фактор это вторая нитка. К сожалению, здесь мы пока видим нежелание Брюсселя содействовать этому проекту, и есть опасения, что это нежелание будет нарастать и соединяться с предпосылками для усиления европейских санкций. Не исключено, что под эти дополнительные санкции могут попасть "Северный поток-2" и эта нитка, так что они снова отодвинутся на неопределенный срок.

- Как введение в эксплуатацию "Турецкого потока" отразится на регионе?

- Конечно, это положительно отразится на экономике региона: появятся новые рабочие места, пойдут инвестиции. Подводные трубопроводы сейчас существуют во всем мире, и Черное море не должно быть исключением. В целом "Турецкий поток" окажет мультипликативный эффект на южные районы России и Турцию. Всегда, когда осуществляются капиталоемкие проекты, возникает потребность в развитии и сферы обслуживания, и подаче электроэнергии, и строительстве дорог и инфраструктуры. Кроме того, развитие взаимодействия по этому проекту станет непременным элементом сотрудничества и по другим направлениям, дав импульс развитию торгово-экономических связей.

- Как "Турецкий поток" изменит картину газовых потоков в макрорегионе?

- Что касается турецкой стороны, то едва ли Анкара намерена наращивать поставки российского газа. "Турецкий поток" просто заменит Трансбалканский газопровод (по которому российский газ идет в Турцию через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию - ред.). Мы располагаем потенциалом для увеличения поставок в Турцию, но наша доля и так превышает половину, и власти Турции, конечно, предпочтут ограничивать присутствие российского газа на своем рынке. Хотя можно было бы, за счет технических мероприятий, прокачивать больше газа и по "Голубому потоку", можно задействовать для этого вторую нитку.

Но сопротивление будет велико, поскольку к турецкому рынку сейчас присматриваются многие потенциальные поставщики, начиная от Израиля и даже Курдистана в перспективе, и заканчивая Ираном и США. Газа много, особенно СПГ. Турция, возможно, будет наращивать поставки СПГ и пытаться так же, как все страны, держать под контролем российскую долю, то есть нам не дадут занять 70% рынка.