Дефицит российского бюджета-2016 вырос до 3 трлн
Читать на сайте Вестник КавказаПравительство России внесло в Госдуму законопроект об изменениях в федеральный бюджет на текущий год. Документ размещен на сайте Кабмина.
Цель законопроекта - скорректировать ключевые показатели бюджета на 2016 год с учетом прогнозируемой оценки социально-экономического развития России и хода исполнения бюджета в текущем году, пишет ТАСС.
В частности, дефицит бюджета в этом году вырастет на 674,2 млрд рублей до 3,034 трлн рублей, что составляет 3,7% ВВП - на 0,7% больше, чем ранее. Доходы снизятся на 369,9 млрд рублей (1,3% ВВП) за счет снижения нефтегазовых и несмотря на увеличение ненефтегазовых доходов, а расходы увеличатся на 304,3 млрд рублей. Рост расходов связан с увеличением расходов на реализацию приоритетных направлений и сокращением расходов по прочим направлениям.
Согласно поправкам, повышена оценка объема ВВП в текущем году до 82,815 трлн рублей (с 78,673 трлн рублей ранее). Уровень инфляции уменьшен до 5,8% с 6,4%. Поправки подразумевают также увеличение объема внутренних займов с 300 млрд рублей до 500 млрд рублей.
Такой показатель дефицита бюджета достаточно тревожен, заявила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина.
Она напомнила, что в 2016 году, во время однолетнего бюджета, дефицит составлял 2 трлн рублей, или 3,3% к ВВП. "Сейчас же дефицит достигает 3 трлн рублей, или приблизительно 3,6% к ВВП, то есть на 2017 год дефицит бюджета увеличивается. Эта тенденция несет отрицательный характер, потому что дефицит надо сохранять хотя бы на уровне 3%, что доказывает и мировая практика", - пояснила эксперт.
С другой стороны, по словам Прониной, в бюджетной политике наметились и позитивные тренды, в числе которых - возможность сокращения расходов на национальную оборону и безопасность. "По этой статье планировалось сократить примерно 4%, а к 2020 году - около триллиона рублей. Причем это никак не повлияет на саму национальную оборону, так как национальная безопасность - очень большая программа, в ней просто происходит перераспределение от менее эффективных к более эффективным направлениям или статьям расходования", - поведала профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.
Она предупредила, что также, по-видимому, будут сокращаться или замораживаться социальные статьи расходов, например, образование, хотя расходы на здравоохранение в этом году, напротив, несколько выросли.
Если говорить о пенсионной системе, то, скорее всего, работающие пенсионеры в 2017 году не увидят индексации пенсии. "Да и индексация неработающим пенсионерам, я думаю, будет под очень большим вопросом. Единовременные 5 тыс рублей будут выплачены, так как уже принят нормативный акт и это заложено в федеральном бюджете. А вот какой уровень инфляции будет взят при индексации - вопрос. Минфин хочет ориентироваться на минимум, например, около 4%, то есть не по фактической инфляции предыдущего года, которая составит, наверное, 6,4% или 6,6%", - уточнила эксперт.
С прочими социальными обязательствами также вопрос пока не вполне ясен. "В 2015 году (последнем году трехлетнего бюджета на 2013-2015 годы) все 40 госпрограмм, которые утверждаются вместе с законом о федеральном бюджете, были секвестированы на 10%. Правда, потом кое-что возвратили по здравоохранению. Большая часть этих программ - социальные, поэтому важно, насколько они будут оптимизированы сейчас", - указала профессор.
По словам Прониной, самый серьезный повод для беспокойства относительно снижения доходов на 370 млрд на 2017 год состоит в том, что Россия опять теряет шансы на практическое развитие. "Опять не будет инвестиций, опять не будет тех эффективных преференций для бизнеса, поэтому опять не будет инвестиционного роста, а будет выживание", - посетовала она, добавив, что положение может ухудшиться из-за изменений в геополитической обстановке в мире.
С другой стороны, эксперт выразила удовлетворение по поводу отказа правительства от идеи ужесточить налоговую нагрузку, хотя и предупредила, что к обсуждению таких мер, как прогрессивная шкала НДФЛ и повышение НДС, власти могут вернуться в ближайшее время. Людмила Пронина также напомнила, что правительство уже подняло акцизы, что отразилось в росте цен на бензин, однако уточнила, что подобные шаги не столь социально вредны, как ряд других инициатив Минфина.