Российская экономика: не в цифрах счастье
Читать на сайте Вестник КавказаЧтобы вывести экономику на новую траекторию роста, нам нужно снять законодательные барьеры, которые стоят на пути развития конкуренции, притока инвестиций, внедрения современных технологий, обеспечить сбалансированное развитие российских регионов, заявил Владимир Путин на первом заседании Госдумы седьмого созыва. Он обещал, что в Думу будут внесены законопроекты, касающиеся поддержки предпринимательства и частной инициативы. Эти меры должны обеспечить экономический рост.
Между тем, как полагает ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Мау, с точки зрения краткосрочной политики, роста экономики, не может быть самоцелью: "Легко раскрутить темпы роста ценой подрыва экономического здоровья. Массированная бомбардировка экономики деньгами как банковскими, так и бюджетными может краткосрочно стимулировать экономику, но с последующим тяжелым экономическим кризисом. Это мы проходили под названием «политика ускорения» в 1986-1989 годах, когда за счет мощной денежной накачки формальные цифры ВВП росли, а потом началась десятилетняя рецессия".
Сегодня то, что способствует краткосрочному росту, очень плохо с точки зрения долгосрочного. А то, что хорошо с точки зрения долгосрочного, не дает коротких эффектов. "Именно поэтому концентрация внимания на том, что темп роста 1% в 2017 году - это плохо, а 4% - это хорошо, неправильна. Технически можно обеспечить 4%, но все это очень плохо кончится. Не в цифрах счастье", - считает Мау.
По его мнению, более глубокая проблема связана с тем, что "мы вообще до конца не понимаем, что происходит в экономике": Мы привыкли любить ВВП, молиться на ВВП. Но ВВП - феномен, которому меньше ста лет. Это не вечный показатель. Он появился в результате глобального структурного кризиса 1930-х, и не исключено, что он не переживет структурный кризис нынешнего десятилетия. У нас падение экономики происходит на фоне нерастущей безработицы. Казалось бы, это абсурд. Да, можно объяснять это сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, но все равно полностью это необъяснимо. В то же время небольшой рост на Западе происходит при высокой безработице. На самом деле, нормальная корреляция ВВП и безработицы происходит только в США из развитых стран, где экономика растет, а безработица сокращается".
По словам эксперта, косвенный показатель спада это рост уличной преступности, который не фиксируется. "ВВП не растет, но потребности удовлетворяются. Ограничения удовлетворения потребностей нет. Машин покупают меньше, но такси пользуются больше, потому что это дешевле. Мы находимся в условиях очень интересных структурных сдвигов, пока не вполне понятных и не вполне осознанных. Главный показатель не ВВП, а динамика частных инвестиций. Они краткосрочно показывают, что бизнес доверяет, готов инвестировать, готов развивать экономику. Это проблема всех развитых стран: разрыв между сбережениями и накоплениями, инвестициями, примерно 2-4 процентных пункта везде, включая Китай".