Евгений Кожокин: ""Грузинская мечта" и ЕНД могут сравняться на выборах"
Читать на сайте Вестник КавказаВ это воскресенье гражданам Грузии вновь предстоит определить дальнейшую судьбу страны на новых парламентских выборах. Страна подошла к очередному голосованию в состоянии политической неопределенности: "Грузинская мечта" за прошедший год утратила как значительную часть своего состава, так и поддержку многих проголосовавших за нее в 2012 году; "Единое национальное движение" освоилось с ролью главной оппозиционной силы, а множество более мелких партий заняты привлечением электората "Мечты" и ЕНД на свою сторону. О том, какую политическую жизнь прожила Грузия за эти четыре года и как это повлияет на результаты парламентских выборов, "Вестник Кавказа" побеседовал с ректором Академии труда и социальных отношений Евгением Кожокиным.
- По вашей оценке, насколько изменилась ситуация в Грузии за прошедшие четыре года, каков баланс политических сил на сегодняшний день?
- Ситуация сейчас очень напряженная. К сожалению, в ходе избирательной кампании было довольно много актов насилия в отношении и команд, и даже отдельных кандидатов в депутаты. За четыре года не изменилось главное: есть две политических силы, которые явно лидируют с большим отрывом от всех остальных – коалиция "Грузинская мечта", уже не имеющая того избирательного блока, с которым она выходила на прошлые выборы, но сохраняющая достаточно большую популярность в стране, и "Единое национальное движение", за которым по-прежнему стоит Саакашвили, мечтающий о реванше. Сейчас может сложиться такое положение дел, что эти две партии получат почти равные голоса, и тогда в парламенте образуется заблокированная ситуация невозможности формирования правительства, так как на сегодняшний день трудно представить, что "Мечта" и ЕНД пойдут на коалицию.
- Какой путь прошло за эти четыре года ЕНД, и с какими итогами жизни в оппозиции оно выходит на выборы?
- Напомню, что на постсоветском пространстве зачастую партии, которые стали оппозицией, часто просто не могут сохраниться, так как теряют сторонников. С ЕНД такого не произошло: партия сумела сохранить свой потенциал и финансовые ресурсы. Это все еще серьезная политическая сила в Грузии. На ее политический капитал продолжают работать те достижения, которые партии удалось достичь, находясь у власти.
- Как себя сегодня чувствует и что представляет собой современная "Грузинская мечта"?
- "Грузинская мечта" достаточно разнородна, там есть люди с огромным политическим опытом, а есть и те, что пришли в политику на волне возвращения Грузии в нормальное политическое русло. За эти четыре года коалиция сделала исключительно важную вещь для грузинского общества – остановило политические репрессии, исчезновение людей, что серьезно оздоровило политическую ситуацию в стране. С другой стороны, ее упрекали и продолжают упрекать в том, что до сих пор не видно четкой стратегии, куда коалиция ведет страну. Конечно, люди помнят, что с приходом к власти "Мечты" времена Саакашвили ушли в прошлое, но все же большинство граждан заняты, прежде всего, мыслями о хлебе насущном, а не о большой политике. Политика для них важна, но важнее возможность больше зарабатывать, обеспечивать будущее для своей семьи и детей. В этом плане есть некоторое разочарование в нынешней ситуации, и политические противники "Грузинской мечты" пытаются играть на этом.
- Насколько за четыре года удалось вырасти и заработать поддержку населения более мелким оппозиционным партиям?
- Опросы показывают, что мелкие партии не имеют серьезной поддержки. Не появилось каких-либо принципиально новых и очень сильных лидеров, которые пользовались бы большой электоральной поддержкой. Состав лидеров все тот же – "Мечта" и ЕНД.
- В связи со всем этим – каков, по вашим прогнозам, наиболее вероятный итог парламентских выборов в Грузии 8 октября?
- Очевидно, что в парламенте будут доминировать именно "Грузинская мечта" и "Единое национальное движение". Есть шанс, что "Грузинская мечта" наберет больше голосов, хотя предвыборная динамика сейчас такова, что в последний момент избиратель может качнуться в какую-то другую сторону. Важно, чтобы не было провокаций, которые действительно могут очень резко изменить эту картину, а к сожалению, провокации различного рода в Грузии уже происходят в отношении политиков. Что же касается взгляда Москвы на эти выборы, то и политики, и все разумные люди просто хотят, чтобы в Грузии была стабильность, ведь это наш сосед, с которым мы должны шаг за шагом улучшать наши отношения.