Хайнрих Шульц: "Экспорт туркменского газа в Европу в краткосрочной перспективе маловероятен"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Исполнительный директор германо-туркменского форума, политолог Хайнрих Шульц в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал о возможности доставки газа из Центральной Азии в Европу, а также  о вызовах, стоящих перед газовой политикой Туркменистана.

-  Господин Шульц, известно, что Туркменистан стремится к диверсификации покупателей своего газа. Насколько Ашхабаду удается справиться с этой задачей? 

- По данным British Petroleum, Туркменистан занимает в мире четвертое место по объемам запасов газа. Однако страна столкнулась с препятствиями для вывода на мировой рынок своих внушительных объемов сырья. С начала 2016 года Россия полностью прекратила импорт туркменского газа, и на восстановление газовых поставок в РФ рассчитывать не приходится.  У России больше нет необходимости в импорте значительных объемов газа из Центральной Азии - не в последнюю очередь, по той причине, что добыча газа альтернативными “Газпрому” предприятиями в России в последние годы значительно увеличилась. Также Туркменистан поставляет относительно небольшие объемы газа в Иран. Здесь остается открытым вопрос, как долго еще эти поставки будут продолжаться. После снятия санкций с Ирана можно исходить из того, что продолжится активное развитие добычи газа в самом Иране, так что, вероятно, отпадет необходимость в туркменском газе для обеспечения северных регионов ИРИ.

- То есть, стране надо искать альтернативные экспортные направления?

- В такой ситуации экспорт туркменского природного газа ограничивается практически одним Китаем, который, в свою очередь, за последние годы очень серьезно увеличил свою активность в Туркменистане. Туркменистан начал экспортировать газ в Китай в 2009 году, с тех пор увеличив объем поставок до 28 млрд кубометров газа (данные на 2015 год). В последующие годы ожидается доведение объемов экспорта до 65 млрд кубометров газа. Соответственно, на обозримую перспективу Туркменистан очевидно обеспечил реализацию своего газового экспорта в Китай. Однако тем самым Туркменистан загоняет себя практически в полную зависимость от китайских партнеров, что таит в себе различные риски. С одной стороны, Китай может использовать свое привилегированное положение эксклюзивного импортера для того, чтобы выторговать для себя лучшие условия - к примеру, более низкие цены. С другой стороны, нельзя исключать того, что в будущем и в Китае наступит экономический кризис, что может серьезно снизить потребность КНР в газе.

В этом отношении Туркменистану следует продолжать свои усилия по диверсификации, и рассмотреть также перспективу экспорта газа в Европу. В рамках рабочего визита президента Туркменистана Бердымухамедова в Берлин в конце августа этого года, в ходе которого он встретился с канцлером Ангелой Меркель,  среди прочих тем был затронут и вопрос поставок энергоносителей из Туркменистана в Евросоюз. Туркменский президент отметил заинтересованность Туркменистана в экспорте природного газа в ЕС. В прошлом также и Европейская Комиссия неоднократно проявляла интерес к поставкам энергоносителей из Туркменистана.

- Есть ли у Ашхабада возможность доставить свой газ в Европу? 

- Осуществление экспорта туркменского газа в Европу сопряжено с рядом проблем. Так, существуют сложно преодолимые препятствия с точки зрения транспортной инфраструктуры. Россия по-прежнему категорически не приемлет строительство Транскаспийского трубопровода. Иран, хоть и мог бы выступить после отмены санкций в качестве транзитной страны для доставки туркменского газа, но, очевидно, захочет поставлять в Европу собственные значительные объемы газа, нежели создать такую возможность для туркменских конкурентов.

Помимо всего прочего необходимо учитывать ситуацию на европейском газовом рынке. Он до сих пор остается перенасыщенным. В связи с этим покупатели предпочитают более удобные и гибкие условия спотовых рынков. Импортеры не заинтересованы брать на себя долгосрочные обязательства по покупке значительных объемов газа, поскольку есть риск, что подобные обязательства в будущем превратятся в нагрузку. Между тем, предпосылкой для инвестиций в создание необходимой транспортной инфраструктуры для доставки газа в Европу (например, строительство трубопроводов) являются именно долгосрочные договоры на поставки. Таким образом, осуществление экспорта туркменского газа в Европу представляется пока  маловероятным. Соответственно туркменскому правительству можно рекомендовать сфокусироваться на альтернативных проектах. Здесь можно отметить планы Туркменистана по развитию петрохимической индустрии. Дальнейшая переработка энергетического сырья способствует расширению цепочки создания стоимости и диверсификации экономики. К тому же эти продукты сравнительно легко экспортировать.