Вероника Крашенинникова: "Визит Путина в Турцию закрепит разворот к конструктиву в отношениях Москвы и Анкары"
Читать на сайте Вестник КавказаСразу два официальных сообщения о готовящемся октябрьском визите президента России Владимира Путина в Турцию были озвучены сегодня. Сначала об этом заявил глава Союза палат и бирж Турции Рифат Хисарджыклыоглу, позднее это подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. "Вестник Кавказа" побеседовал с генеральным директором Института внешнеполитических исследований и инициатив, советником генерального директора МИА "Россия сегодня" Вероникой Крашенинниковой.
- По вашей оценке, какие вопросы должны будут стоять на повестке дня визита Владимира Путина в Анкару и какое место займет этот визит в трехмесячном восстановлении отношений между двумя странами?
- Если этот визит действительно состоится, он станет закреплением того разворота, который произошел в российско-турецких отношениях после того, как президент Эрдоган принес извинения за трагический инцидент с российским самолетом в ноябре 2015 года. Само восстановление российско-турецких отношений демонстрирует добрую волю России, ее готовность к конструктивному сотрудничеству с Турцией. Дальнейшее развитие заявлений турецкой стороны означает готовность президента Эрдогана реализовывать столь же конструктивный подход, однако нам еще нужно увидеть конкретные результаты тех правильных слов, что были сказаны. Потенциал восстановления отношений России и Турции имеется, и в этом вопросе необходимо подходить комплексно, учитывать ситуацию в Сирии и работу некоторых турецких кругов в направлении Крыма, в Средней Азии и некоторых регионах России. Пока что по повестке дня ясно, что в нее войдут экономические проекты, в частности, обсуждение крупного инфраструктурного проекта "Турецкий поток", так как его экономическая выгода для обеих сторон очевидна.
- По вашей оценке, удастся ли России и Турции договориться по урегулированию сирийского кризиса?
- В настоящее время согласие по урегулированию сирийского кризиса между Россией и Турцией было бы программой максимум. Турция давно и очень активно вовлечена в сирийский конфликт и до недавних пор категорически настаивала на уходе президента Башара Асада, в то время как позиция России состоит в том, что судьбу Башара Асада должен решать сирийский народ, а для того, чтобы он смог сделать это на легитимных выборах, необходимо восстановить мир и покончить с терроризмом, который разрывает территорию Сирии. Ходили слухи о возможной встрече президента Эрдогана и президента Асада на территории России – конечно же, в присутствии российского президента. Наверное, такая встреча стала бы очень крупным шагом вперед и открыла бы возможность для урегулирования кризиса в Сирии с участием Турции в интересах сирийского народа.
При этом Турция может рассчитывать на полное восстановление отношений с Россией и на установление стабильной мирной ситуации на Ближнем Востоке, так как она в этом заинтересована – но никакие компромиссы не могут быть сделаны за счет Сирии. Позиция России и международного сообщества состоит в том, что территория Сирии едина и неделима, так что компромиссов по этому вопросу ждать не стоит. А так в мире на Ближнем Востоке заинтересованы и Россия, и Турция, и другие страны.
- В целом, каково в настоящее время отношение Турции к России, какое место занимает Москва в ряду внешнеполитических контактов Анкары?
- Полагаю, что в Турции достаточно людей, которые хотят как можно более полного и скорого восстановления отношений с Россией. Это, прежде всего, предпринимательские круги, туристический бизнес и, конечно же, политические группы. Турция в результате политики последних лет оказалась в очень сложном положении. Были испорчены отношения и с Евросоюзом, и со странами Ближнего Востока, и с США плюс очень сложная ситуация внутри Турции в связи с войной с курдами. Восстановление отношений с Россией для Турции стало выходом из этой сложной ситуации. Очень хорошо, что президент Эрдоган нашел силы и возможности сделать этот шаг в направлении России.
В то же время, Турция – главный и самый восточный член НАТО, так что при всех проблемах, которые существуют между Вашингтоном и Анкарой, членство Турции в НАТО является незыблемым. На Турции по-прежнему лежат обязательства военного и политического сотрудничества в рамках НАТО с его членами. В целом, Турцию и США на двусторонней основе связывают очень глубокие, хотя и сложные отношения. Отношения между Германией и Турцией в последнее время также значительно усложнились, но этот узел проблем, прежде всего связанный с беженцами, все равно придется решать. Также непрост комплекс отношений Турции со странами Ближнего Востока. Безусловно, Турция является участником многих процессов, но вопрос в том, как сделать эти процессы более конструктивными и идущими на пользу всех участников, по крайней мере, такими, с которыми другие государства могли бы согласиться.