Россия побила все рекорды нефтедобычи
Читать на сайте Вестник КавказаВ текущем месяце в России был достигнут исторический максимум по добыче нефти, - сообщил сегодня на Тюменском инновационном нефтегазовом форуме заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.
"Восьмого сентября Россия достигла исторического максимума, в сутки мы стали добывать больше 11 млн баррелей", - цитирует его РИА Новости.
По данным министерства, российские нефтедобывающие компании зафиксировали уровень добычи по данным на 20 сентября на уровне 11,085 млн баррелей в день.
Как пояснил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов, фактически текущее увеличение добычи "черного золота" связано с введением в строй новых нефтяных месторождений.
"Они были введены в декабре прошлого года, и сейчас мы добрались до пика нефтедобычи на них. В дальнейшем, возможно, мы увидим снижение, потому что в общем-то новых месторождений вводить не планируется. Все, что было активизировано в так называемые "жирные" годы, сейчас уже введено в эксплуатацию. Поэтому такого резкого увеличения уже не предвидится, возможно лишь снижение. Можно добиться некоторой стабилизации за счет введения прогрессивных технологий, увеличения коэффициента извлечения нефти. Но разговор об этом идет давно, а воз, сожалению, и ныне там", - посетовал эксперт.
Говоря о том, как это может сказаться на доходах бюджета страны, доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН пояснил: чем больше продается нефти, тем луче, но это тоже имеет эффект бумеранга. "Надо понимать, что такие новости всегда сказываются на финансовом рынке снижением цены нефти. И здесь мы с вами увидим, что завтра эту новость отыграет финансовый рынок, объявив очередное снижение. Это нехорошо, конечно. Если снижение - соответственно, мы с вами понимаем, что и снижение доходов в том числе. Поэтому ситуация не столь однозначная", - подытожил Иван Капитонов.
Потолок у добычи российской нефти недалеко, - считает и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. "Что влияет на нынешние рекорды? Это, во-первых, проекты, которые запускаются сейчас благодаря тем инвестициям, которые были сделаны несколько лет назад. Сегодня "Газпромнефть" с "Роснефтью" запускают Восточно-Мессояхское месторождение на Гыданском полуострове. Сейчас при упавших уже ценах на нефть компании начали активно развивать бурение на своих месторождениях, чтобы при низкой цене на нефть получить те же прибыли. Но на самом деле все угрозы и риски, которые были, они остаются. Главное – это то, что крупных новых проектов сейчас не затевается. То есть через какое-то время мы увидим падение добычи, потому что крупные проекты фактически ушли на полку. Это прежде всего Ванкорский кластер месторождений, он достиг своего максимума и сейчас вышел на проектный уровень добычи. А что придет на смену ему? Требса и Титова месторождение начали разрабатывать - и все. Поэтому я думаю, что 11 млн баррелей в сутки – это действительно некий потолок", - рассказал эксперт.
Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ пояснил, что со временем должны были прийти проекты, которые запускаются сейчас, в 2014, 2015 годах. Но в это время вложений не было, потому что пошло падение цены на нефть, причем оно было настолько резким, что компании перестраховывались и вообще ничего не вкладывали. "И два года уже нет масштабных инвестиций в новые проекты. Чем дальше мы будем идти, тем жестче будет ощущаться падение нефтедобычи в Западной Сибири. И если мы не поменяем налоговую систему, которая сейчас не стимулирует компании к разработке новых проектов, то будет еще хуже: объемы добычи будут сокращаться, налоги - тоже, а денег-то надо столько же, сколько и раньше, поэтому Минфин будет постоянно увеличивать налоговую нагрузку, и компании не будут запускать ничего нового", - считает Игорь Юшков.
Выход эксперт видит в переходе на НДД (налог на добавленный доход), который позволяет собирать с новых месторождений, новых проектов минимальное количество налогов. "Вот когда они выйдут на проектный уровень, тогда и собирать с них налоги полностью. И на старых месторождениях, чтобы их не бросали, не останавливали, нужно сокращать налоги. Поэтому я думаю, что это хорошо, что мы достигаем исторических максимумов за постсоветский период, но в то же время надо думать, а дальше-то что будет? Сейчас мы вышли на эту планку, и надо думать, как нам, во-первых, стабилизировать добычу, а, во-вторых, как сделать так, чтобы она не падала уж сильно", - поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
На вопрос нашего корреспондента о том, как это скажется на бюджете, финансист заметил, что его доходы в целом, конечно, пострадают. "Потому что даже возросшим объемом не компенсировалось падение цены нефти в два раза. Поэтому, конечно, плохо, что цена нефти упала, но эти объемы дают хоть какую-то компенсацию. То есть чем больше добывается, тем с большего объема платятся налоги. Тем более, в 2016 году у нас скорректирован налоговый маневр. Предполагалось, что экспортную пошлину сократят, а налог на добычу полезных ископаемых повысят, но в 2016 году получилось так, что и налог на добычу подняли, и экспортную пошлину не снизили. Государство получило еще больше от нефтяников, которые только за 2016 год уже раз пять обновили исторический максимум добычи за постсоветский период", - резюмировал Игорь Юшков.