Грузия обвинит Россию в создании опасности полетов в Черноморском регионе

Читать на сайте Вестник Кавказа
Премьер-министр Абхазии Сергей Шамба заявил, что Российская федерация присвоила сухумскому аэропорту «Бабушера» международный код для выполнения рейсов. Однако источник в Министерстве инфраструктуры Грузии, в которое входят Единая транспортная администрация и Авиационный департамент, сообщил ВК, что заявление господина Шамба неточно. На самом деле, Россия предоставила Сухумскому аэропорту не международный, а свой внутренний код, в соответствии с которым, полеты из столицы Абхазии можно осуществлять только в российские города. Для выполнения международных рейсов необходимо согласие Грузии, поскольку, по словам собеседницы ВК, «Международная организация гражданской авиации (ИКАО) считает Абхазию частью Грузии и без нашего согласия кода для осуществления полетов на международных авиалиниях не выделит».

В Абхазии есть две превосходные взлетно-посадочные полосы, сооруженные еще в советское время - В Сухуми «Бабушера» и в Гудауте «Бомбора». По своим характеристикам они отвечают самым высоким требованиям безопасности полетов, поскольку непосредственно выходят к морю. Однако Гудаутский аэродром изначально построен в военных целях и не приспособлен для выполнения гражданских рейсов. С момента распада СССР и во время грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, он в основном использовался только для доставки военных грузов, техники и живой силы. По существу, «Бомбора» была базой российского воздушно-десантного полка и звена истребительной авиации – самолетов СУ-27. Такой же ее статус закреплен и в документах по военному сотрудничеству, подписанных между Сухуми и Москвой после признания независимости Абхазии Россией.

Что касается «Бабушера», то с 1970-х годов прошлого века он принимал гражданские рейсы с желающими отдохнуть на абхазских курортах. Аэродром очень удобен как часть инфраструктуры региона Большого Сочи в связи с проведением зимней Олимпиады 2014 года. Конечно, навигационная система аэропорта за многие годы простоя пришла в негодность. С 1993 года взлетно-посадочная полоса практически не принимала рейсов, нет в Абхазии и соответствующего персонала. Однако все эти трудности преодолимы - диспетчеров можно подготовить или пригласить из России, навигационное оборудование уже устанавливается, взлетно-посадочная полоса ремонтируется, само здание аэропорта приводится в приличный вид.

Главная проблема в статусе аэропорта и международной реакции на полеты. Естественно, Грузия и ее навигационные службы эти рейсы обслуживать не будет. Значит, их обслужат навигационные органы России – возможно, военные диспетчеры той же Гудаутской базы, что даст Тбилиси дополнительные аргументы для апелляции к международной организации гражданской авиации. При этом Грузия наверняка будет обвинять Россию не просто в «нарушении территориальной целостности» и международного права, но и в создании опасности полетов в Черноморском регионе, на очень оживленной воздушной трассе из Европы в Азию. Это гораздо существеннее для международного сообщества, чем принцип «территориальной целостности Грузии». Путаница в действиях навигационных служб и противоречивость приказов диспетчеров, несогласованность пересекающихся маршрутов нередко приводила к катастрофам.

Тем не менее в Тбилиси не сомневаются в том, что рейсы все-таки будут выполняться. «Планируется выполнение рейсов в российские города. По сути, Россия присвоила Сухуми такой же код, какой имеют другие российские провинциальные населенные пункты. О международных рейсах не может быть и речи», - сказал в беседе ВК депутат парламента Грузии Паата Давитая, который уже потребовал от МИД страны «жестко реагировать на вопиющие и очень опасные действия Российской Федерации в сфере воздушного транспорта» и запретить полеты любых российских авиакомпаний в воздушном пространстве Грузии.