Минфин уполномочен предложить: или дорогие зарплаты, или высокий НДС
Читать на сайте Вестник КавказаВ российских СМИ сегодня появилась информация о возможных изменениях в налоговой нагрузке на предпринимателей, предложенных Минфином на рассмотрение правительства. Речь идет о двух вариантах: унификация страховых взносов с зарплатного фонда либо повышение НДС с постепенной отменой льготной ставки.
Как пишут "Ведомости", инициативы Минфина уже обсуждались министром Антоном Силуановым с премьер-министром Дмитрием Медведевым и президентом Владимиром Путиным, а также прорабатывались на совещании у первого зампреда правительства Игоря Шувалова. Решений пока никаких не принято.
По данным издания, Минфин предлагает следующее: с 2017 года для всего зарплатного фонда страховая ставка должна быть унифицирована в размере 29% с последующим ее понижением до 26% к 2019 году. Таким образом, нагрузка на предпринимателей по зарплатам меньше 796 тыс рублей в год будет понижена (сейчас сумма всех ставок по ним составляет 30%), а по более высоким зарплатам повышена (с 18%).
Альтернатива – повышение НДС уже в следующем году до 20%. Льготная ставка тоже будет увеличена до 12%, а с 2019 года начнет расти на 2% в год, пока в 2022 году не сравняется с основной и не будет, фактически, отменена. Чиновники ожидают получить на этом до 600 млрд рублей дополнительных поступлений в бюджет в 2017 году.
Что будут означать для бизнеса эти предполагаемые нововведения, "Вестнику Кавказа" рассказали эксперты-экономисты Анатолий Селюков и Людмила Дуканич.
По оценке главного научного сотрудника Российского государственного университета правосудия Анатолия Селюкова, эффективность обеих мер вызывает сомнения. "Минфин ищет не там, где рыба клюет, а там, где она формально может быть, но фактически ее нет. У нас и так уже превышено налоговое бремя, включая страховые взносы, и его увеличение в том или ином виде еще больше будет сдерживающим фактором для развития экономики. Нужно не увеличивать взносы, а совершенствовать механизмы использования того огромного количества денег, которые поступают во все эти фонды. Само по себе повышение налогов никак не простимулирует предпринимателя и скажется на конкурентности нашей экономики перед внешними товарами", - пояснил он.
Как подчеркнул эксперт, принятие любой из этих инициатив было бы нежелательным. "И то, и другое – это увеличение налогового бремени для товаропроизводителя, которое, в конечном счете, будет компенсировано за счет населения. То есть перед нами попытка решить проблему за счет тех, кто еще желает работать, и за счет народа. Так действует любое дополнительное изъятие в пользу казны средств со стороны бизнеса. НДС и страховые взносы формально уплачиваются за счет работодателя, но сам работодатель всего лишь получает и распределяет определенный доход, и, в конечном счете, он эти изъятия включает в цену товара либо понижает зарплату рабочим. Это, в свою очередь, сказывается на решении социальных проблем, снижении народонаселения и падении экономической эффективности", - обратил внимание Анатолий Селюков.
В свою очередь профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Людмила Дуканич отметила, что это не налоговая нагрузка, поскольку отчисления в страховые фонды не имеют налогового статуса, а обычные обязательные платежи. При этом она указала на то, что НДС и все те обязательные платежи, которые закладываются в себестоимость, полностью оплачиваются покупателем.
"В конечном счете за все платят граждане. Особенно это касается косвенных налогов, НДС. Бизнес выступает в качестве реального налогоплательщика только тогда, когда приобретает товарно-материальные ценности для собственного потребления. Сейчас есть определенные издержки, связанные с платежеспособностью конечного потребителя. Поэтому, наверное, вслед за увеличением этих отчислений c 22% до 29% поднять цену не все смогут. Если так будет, то тогда будет страдать бизнес. А если ценовой люфт позволяет на этом рынке поднимать цены вслед за увеличением отчислений в страховые фонды, то тогда будет страдать вся цепочка, вплоть до конечного потребителя", - пояснила она.
По мнению эксперта, с принятием данной меры количество серых зарплат увеличится. "Повышение на семь пунктов является достаточно высоким. Даже сейчас многие стараются выдавать зарплату в конвертах. Это достаточно распространенное явление. В случае увеличения с 22% до 29% каждый будет стараться снизить эту нагрузку. И одним из наиболее простых вариантов здесь является выдача заработной платы в серых конвертах", - заметила профессор.
Также она рассказала о том, насколько эффективной является данная мера с точки зрения наполнения бюджета. "Во-первых, это пополнение Фонда пенсионного. По законодательству это так называемый внебюджетный фонд. Просто все дело в том, что плачевное состояние этого фонда заставляет делать транши из федерального бюджета. Так-то это должен быть независимый от бюджета фонд", - поведала эксперт.
По ее мнению, все эти меры, направленные на увеличение поступлений, могут не привести к ожидаемому эффекту, поскольку в рамках существующей инфраструктуры механизмов контроля мы имеем серый бизнес и выплату заработной платы в конвертах. "Если ничего не изменится в смысле контроля, то рассчитывать на большой эффект не стоит. Мне кажется, что надо идти по другому пути. Может быть даже необходимо увеличивать пенсионный возраст. На мой взгляд, это должно дать больше эффекта. Но нельзя этого делать сразу. И потом, до президентских выборов на это, скорее всего, никто не пойдет. Так что вряд ли можно ожидать поступлений без какой-то мощной инфраструктурной поддержки", - резюмировала Людмила Дуканич.