Ольга Свиблова: "Русской культуры без византийского влияния, пришедшего из вечного города, который сейчас называют Стамбул, не было бы"

Читать на сайте Вестник Кавказа

До 16 октября в московском Мультимедиа-арт-музее работает фотовыставка "Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…", где представлены фотографии Константинополя второй половины XIX столетия. Об экспозиции "Вестнику Кавказа" рассказала директор музея Ольга Свиблова.

- Работы, представленные на выставке, имеют ценность как исторические свидетельства или как шедевры фотографии?

- Выставка показывает Стамбул с 1850-1880 годов. Она важна не только потому, что доносит до нас ауру этого великого города, который был столицей трех империй, города, в котором невероятным образом смешались европейские и азиатские влияния, но она еще невероятно важна с точки зрения мировой фотографии. Первая панорама Стамбула была сделана в 1843 году. Напомню, что вообще фотография появилась в 1839 году. То есть это первая панорама Стамбула. Этот город притягивал и культурных деятелей, и дипломатов, и путешественников. Это было столпотворение, смешение народов. Здесь мы видим и прекрасные фотографии дервишей, и групп сирийцев. Они одинаково интересны, и у каждой есть свои особенности.  Это город вавилонского смешения языков, культурных влияний. Русской культуры в том виде, в котором мы ее знаем, без византийского влияния не было бы. А византийская культура пришла к нам как раз из этого вечного города. 

- Какие работы заслуживают особого внимания?

- Уникальная панорама 1873 года. Таких панорам в то время было крайне мало в мировых столицах. Есть панорама Петербурга 1861 года, и эта панорама Стамбула с ней сравнима. Через нее мы видим, как появляется жанр. В Стамбуле работали крупнейшие французские, британские, шведские фотографы. Мы видим, как в Стамбуле появляется своя школа фотографии, свои семейные династии, благодаря которым в городе с одной стороны появляется историческая память, а с другой - фотографии невероятного эстетического качества. 

Выставка озаглавлена стихами "Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…" и это неслучайно - фотография всегда была частью искусства. В ней есть специфика, уникальная, магическая, но это документ. Мы понимаем историю по фотографиям, видим статичные объекты и понимаем, что архитектурная съемка, которая была более всего востребована путешественниками, была действительно важна. Фотографии показывают нам архитектуру Стамбула, где смешалось византийское влияние, Восток - мы видим, гениальные дворцы, в которых европейское барокко смешивается с восточной вязью, восточной легкостью. Одновременно мы видим классицизм, видим как христианские и нехристианские религии прекрасно взаимодействуют.

Это город впитал столько культур, столько наслоений и вырастил свою школу фотографии. То, что мы видим на выставке чрезвычайно ценно. Поэтому она интересна и тем, кому интересно узнать историю города, который и менялся, и остался тем же. Это интересно всем, кто интересуется фотографией, историей фотографии. Мы видим, как появляется первое движение, как появляется жанр, как появляется портретная съемка, как трансформируется архитектурная съемка. Причем фотографии, сделанные в 1880-е годы отличаются от тех, которые сделаны в 1850-х. На более поздних фотографиях персонажи живые, они шалят. Этот уровень свободы. Портретные съемки очень важны, потому что в костюмах персонажей мы видим как смешиваются восточные и европейские традиции. Мы много говорим о мультикультурализме, о взаимном влиянии. Думаю, что когда это взаимное влияние идет естественным путем, выигрывает каждый.