ФСБ станет министерством?

Читать на сайте Вестник Кавказа

В СМИ сегодня появились сведения о новой масштабной реформе силовых структур в России, по итогам которой ФСБ будет трансформировано в Министерство государственной безопасности, вобрав в себя ФСО и службу внешней разведки, а СКР возвращено в Генпрокуратуру.

Как пишет "Ъ", реформа продолжит линию на укрупнение и централизацию силовых ведомств, начало которым было положено передачей функций ФМС и ФСКН Министерству внутренних дел и созданием Росгвардии из внутренних войск МВД. Федеральная служба безопасности, превратившись в министерство, обретет полномочия процессуального контроля за расследованием уголовных дел, возбужденных МВД, и обеспечения безопасности во всех силовых структурах. Следственное управление МГБ будет самостоятельно расследовать самые громкие и государственно важные уголовные дела.

ФСО войдет в МГБ не полностью: из него будет выделена в самостоятельную структуру Служба безопасности президента России, которая сохранит контроль за спецсвязью и транспортным обслуживанием руководства федерации. СКР вернется в состав Генпрокуратуры России вслед за Главной военной прокуратурой, статус его главных управлений будет понижен. Также сообщается об усилении Минобороны войсками гражданской обороны, спасательными, пожарными и другими службами МЧС. Если МЧС и вправду будет расформировано, то в МВД отойдет Госпожнадзор. Все преобразования, уточняет издание, будут завершены до начала 2018 года

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров, силовые структуры действуют намного эффективнее тогда, когда имеют единое руководство. "Если в одном силовом блоке имеется 3-4 службы, каждая из которых имеет своего руководителя, свой генералитет и свою структуру, иногда бывает сложно найти общее понимание ситуации. Если же существует единое руководство, как во времена Советского Союза, система работает намного лучше. Кулак всегда сильнее, чем растопыренные пальцы", - сказал он.

При этом по вброшенной в СМИ информации пока сложно судить о конкретике силовой реформы. "Понятно, что противостояние России и Запада вызывает определенные опасения, как со стороны Минобороны, так и со стороны спецслужб. Во времена СССР система КГБ была одной из лучших в мире, что признавали и наши враги. После развала Союза мы стали иметь несколько силовых блоков, и если волевое решение президента сведется к тому, чтобы вернуться к оправдавшей себя системе, эффект будет положительный. Необходимо менять многие аспекты наших спецслужб. К примеру, появился кибершпионаж, техническая разведка, и в этой ситуации службы, которые работают на разведку - и контрразведка, и военная разведка, - должны все же работать под единым управлением", - отметил Сергей Гончаров.

При этом смена ФСБ статуса на министерский не столь важна. "ФСБ и так федеральная служба, имеющая огромное политическое значение. Министерство - это просто политически более грамотное название. Суть работы не изменится: название роли не играет, главное - как будут работать люди в этой структуре. Что касается возвращения Следственного комитета в Генпрокуратуру, то, как вы помните, раньше он из нее был выделен, а теперь вернется обратно - и я не думаю, что это как-либо повлияет на нашу правоохранительную систему", - добавил эксперт.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, в свою очередь, заявил, что статус министерства позволит ФСБ иметь более официально активную позицию. "В частности, речь идет о законодательном обеспечении собственной деятельности. Конечно, ФСБ и сейчас не ограничена в возможностях на практике, так что изменение статуса будет скорее логичным следствием укрупнения этой силовой структуры", - сказал он.

"Эффект дублирования функций между энным количеством силовых структур, их пересечения и, как следствие, возникновения конфликтов прослеживался давно и, вероятно, был оценен политическим руководством как один из факторов риска для системы безопасности России. Вполне возможно, что решено устранить этот фактор риска с помощью структурных преобразований. Мы видим, как все идет по этому пути: и формирование Нацгвардии, и упразднение ФМС и ФСКН - это были первые шаги на пути к созданию небольшого числа интегрированных крупных силовых ведомств, которые будут иметь разный функционал, разные полномочия и, одновременно, несколько уравновешивать друг друга", - заключил Михаил Ремизов.