Автомобильная джигитовка

Читать на сайте Вестник Кавказа
ВК продолжает серию публикация об особенностях кавказского автовождения. В статьях «Вайнахи на железных конях» и «Дикая дивизия и другие приключения на дорогах» мы рассказали о дорожных правилах и традициях в Чечне. Здесь – о противостоянии водителей, пешеходов и пассажиров в Ингушетии.

Плотный поток автомобилей на улицах Назрани поднимает густые облака пыли. Пешеходы пытаются проскочить сквозь стену «железных коней». Люди, передвигающиеся на своих двоих, лишены в Ингушетии самого главного – нормальных тротуаров и пешеходных переходов. В распутицу же ходить пешком - не такая уж и легкая задача, а чтобы перейти на другую сторону улицы, придется «съесть пуд соли». Пробки на нескольких главных улицах Назрани - результат того, что они между собой почти не соединяются. Причина – сплошной ряд различных хоздворов, складов, гаражей, баз, который разделяет транспортные артерии самого большого населенного пункта Ингушетии.

Статистика дорожно-транспортных происшествий в республике более чем тревожная. С начала этого года в Центральную республиканскую больницу Назрани в результате ДТП поступило около 200 человек. Есть и погибшие. В масштабах маленькой Ингушетии это очень тревожные цифры. Лихачество на дорогах стало нормой. Кажется, кроме «лежачих полицейских» никто не может приостановить «автомобильную джигитовку». ГАИ по Ингушетии выставляет дополнительные посты, организует патрулирование мобильными группами, но их действия напоминают борьбу с ветряными мельницами. На дорогах Ингушетии существует неписаное правило - кто наглее, тот и прав. Ситуация осложняется еще и тем, что водители автомобилей не считаются с правами пешеходов.

Процесс пересечения улицы в районе автовокзала, несмотря на наличие там светофора, называют «русской рулеткой» - задавят, не задавят. Похоже, что и пешеходы обезумели от такого хаоса и двигаются, как бык на красный свет. Гонки по улицам Назрани воскрешают кадры из американского фильма «Форсаж». Такое впечатление, что машины разгоняются, чтобы взлететь. Ремнями безопасности здесь никто не пользуется. Кстати говоря, в соседней Чечне автомобилистов хотя бы «научили» пристегиваться.

Пытаясь разобраться в стиле вождения местных наездников, я спросил у одного из них, почему он «подсекает» и выезжает на сплошную полосу. Ответ был лаконичный: «Так удобнее. Зачем эти правила? Главное, что едем стабильно!»

Как-то автор этих строк двигался на «пазике» из селения Экажево в сторону Назрани. Среди пассажиров доминировали женщины, дети, старики. Выжимая все соки старой машины, водитель внезапно взвинтил скорость и вырывался вперед из общего потока. Дерзость смельчака понравилась не всем участникам движения, тем более габариты транспорта совсем не располагают к свободному маневрированию. Водитель «Газели» принял вызов - начались безудержные гонки. Обезумевший от куража шофер нашего «пазика» не заметил шероховатости разбитого дорожного полотна - сумки пассажиров разлетелись в стороны. На уговоры пассажиров водитель не реагировал, несколько человек захотели выйти. Они достали мелочь, которая тут же разлетелась по салону. Тем временем к гонке подключился тяжелый грузовик. Раздался визг тормозов, пассажиры злополучного «пазика» попадали в проход, тщетно пытаясь зацепиться за перекладины и поручни. Раздался истошный женский крик: «Я не хочу умирать!» Ситуация достигла апогея.

«Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил», - в условиях Ингушетии это требование ПДД звучит как анекдот.