Иван Тучков: "Только опираясь на фундамент предшественников, мы можем идти вперед"

Читать на сайте Вестник Кавказа

13 сентября декану исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующему кафедрой всеобщей истории искусств, доктору искусствоведения, профессору Ивану Ивановичу Тучкову исполнилось 60 лет. Жизнь неразрывно связана с истфаком Московского университета, где он прошел путь от студента до декана. Коллектив "Вестника Кавказа" поздравляет Ивана Ивановича с юбилеем, а своим читателям дарит интервью с историком.

- Что для вас значит исторический факультет? 

- Это вся моя жизнь и вся моя судьба. Поступил, учился, защитил диссертацию, работаю по сей день. Я, во-первых, люблю историю, во-вторых, я люблю искусство. Это возможность жить той жизнью, которую я себе избрал, и я счастлив, что она у меня идет таким образом. 

- Вы помните себя студентом? Каким тогда был факультет? 

- Факультет был таким же замечательным. Наверное, даже более замечательным, потому что когда мы вспоминаем молодость, она кажется прекрасной, а люди более яркими и совершенными. Но мы стараемся сохранить традиции исторического факультета. И я хорошо помню свои студенческие годы, это, может быть, не очень рационально, но ты помнишь себя студентом, и думаешь, что таким же остаешься сейчас, хотя становишься уже по другую сторону той кафедры, на которой преподаешь. 

- Почему в качестве специализации вы выбрали историю искусств итальянского Возрождения? 

- Я с детства хотел этим заниматься. История искусств итальянского Возрождения - любовь, которая возникла благодаря лекциям моего учителя Виктора Николаевича Гращенкова, замечательного лектора, удивительного человека, прекрасно знающего историю искусства, историю культуры и историю литературы. Его лекции формировали человека, его взгляд на мир.

- Какие проблемы в изучении истории искусств вам кажутся наиболее актуальными? 

- Есть две задачи. Одна основополагающая, которая всегда была важна для университета с момента основания кафедры истории искусства - это преподавание фундаментальных дисциплин и фундаментальное преподавание истории искусства, чтобы люди, которые приходили в Московский университет, получали и глубокое, и основательное, и совершенное знание всех процессов истории искусств. Но менее важна в современных условиях и другая задача - это задача актуализации форм и методов, создание новых курсов. Жизнь не стоит на месте. Поэтому больше внимания мы должны уделять и тем художественным процессам, которые важны для второй половины XX века- начала XXI века. Но здесь нужно всегда соблюдать меру, чтобы наши знания искусства прошлого были той самой базой, которая есть у каждого человека, и которая в зависимости от его склонностей и интереса позволяла бы ему заниматься или старым искусством, или новым. Современный художественный процесс сложный, многоликий, разнообразный, и здесь нужно искать новые формы изложения, новые подходы, новые моменты в общении со студенческим коллективом. Нужно попытаться заинтересовать их этим процессом с тем, чтобы они вышли в жизнь обладая и знаниями, и навыками, и умением жить, работать и получать удовольствие от работы. 

- Какими качествами должен обладать выпускник факультета, чтобы добиться успеха в профессии? 

- Это большое счастье найти свою профессию. Но чтобы удача и счастье сработали, нужны знания своего предмета, иностранных языков, тех процессов, которые идут в обществе, и процессов, которые идут в художественной культуре. Мы не так давно проводили опрос среди наших выпускников, и меня очень порадовало, что почти 80-90% тех людей, которые оканчивают отделение истории искусства, находят работу по специальности или близко к этой специальности во всем широком спектре - от СМИ до научной работы, до выставочной работы, до музейной работы, до галерейной работы. Наши выпускники сейчас широко представлены, хорошо работают. Это наша гордость, и мы стараемся эту традицию поддерживать. 

- Какие традиции истории вам кажутся наиболее важными для приобщения новых поколений ученых к профессии? 

- Знания, знания и знания. Знания неизбежно формируют человеческий характер, мы с этим полученным знанием взрослеем, становимся более мудрыми. Главное, мы становимся полноценными людьми в той стране, в которой живем. Только глубина знания, возможность широкого университетского образования позволяет личности в полной мере себя раскрыть, и найти то, к чему ты призван, найти свое призвание. Фундамент, который дает университет и исторический факультет, позволяет себя реализовать.

- Какие направления исторической науки вам кажутся наиболее перспективными?

- Любое направление перспективно, любое направление интересно. Здесь мы сталкиваемся с еще одной непростой проблемой - это человек. Любое преподавание - это всегда общение. Общение того, кто говорит, кто выступает на семинаре, кто выступает с лекторской трибуны, и самого студента. Если эти две составляющие найдут контакт, то всегда будет перспектива развития. Неизбежно современные процессы больше притягивают людей, они более востребованы обществом. Но только на этом сосредотачиваться нельзя, потому что история Древнего мира с ее и удивительной традицией изучения, и с ее сложностью, с ее многоплановостью, дает нам тот необходимый фундамент, который позволяет обратиться и к моментам анализа современных процессов. Без знания тяжело двигаться вперед. Согласно Козьме Пруткову, "специалист подобен флюсу: полнота его одностороння". Понятно, что специалист должен обладать более направленными знаниями той профессии, которой он овладевает. Но любая гуманитарная наука не мыслима без широты образования, и только гармонично сочетая одно и другое, можно стать и полноценным и специалистом, и удачно найти себе применение, место в жизни.

- Среди студентов популярны все направления? 

- Всегда бывают всплески интереса, например из-за каких-то общественно значимых событий. Что-то происходит в стране, что-то происходит в мире, это неизбежно влечет перекос. Но набор интересов  людей, которые идут на разные кафедры, более-менее сохраняется из года в год. Хотя есть моменты и сиюминутные, и конъюнктурные, но в целом ситуация вполне сбалансированная. 

- Каково ваше отношение к ЕГЭ? Вы за или против?

- Я против ЕГЭ. Это позиция, наверное, всех классических университетов, потому что ЕГЭ формирует у человека желание что-то вызубрить, а не узнать. Университет дает не только знание. Университет дает умение учиться. Потому что человек в течение всей своей жизни, если хочет в полной мере себя реализовать, всегда учится. Умение учиться необходимо. ЕГЭ не всегда дает умение учиться. ЕГЭ дает более узкий спектр знаний. Понятно, что ЕГЭ демократичен, он уравнивает всех людей, возможности поступить в вуз и строить дальнейшую карьеру. Тем не менее он не дает глубины знания, не дает умения учиться, которое необходимо для дальнейшей жизни. Общий уровень образования из-за ЕГЭ, мне кажется, что чуть-чуть снижается. Потому что человек выучивает факт, а не стремится узнать его причину и его цельность. 

- Какое место занимает факультет в жизни университета? 

- Факультет один из старейших в университете, любое гуманитарное знание в большей или меньшей степени связано с историей. Поэтому факультет занимает заметное место в жизни университета. Наши преподаватели работают на многих факультетах, потому что знание истории необходимо для многих специалистов. И сами историки востребованы, и факультет востребован.

- Что отличает университет и факультет от всех остальных в мире? 

- Жизнь Московского университета огромная. Жизнь такой большой, такой многопрофильной, многоплановой сложной институции неизбежно определяется как вызовами времени (мы должны на них отвечать), так и традицией. Традиции Московского университета - это самоотверженный труд преподавателей, это фундаментальность образования, это мотивированность студентов, которые приходят на физический или филологический, или исторический факультет, и создают единство. Университет - это всеобщность. Всеобщность невозможна без людей, которые здесь работают, и пришли сюда учиться. Традиции Московского университета, добрые, славные, длительные, их нужно поддерживать, культивировать. Это всегда делается руководством Московского университета, что позволяет сохранять неповторимое лицо. У каждого университета есть свое лицо. Каждый университет имеет свою традицию, своих выдающихся преподавателей, свои научные школы. Все это вместе дает силу традиций и силу продолжения, возможность для дальнейшего движения, возможность для развития. Только опираясь на фундамент предшественников, мы можем идти вперед. Нельзя отбрасывать опыт прошлого, его надо учесть, дополнить. Только в этом случае будет возможность движения вперед.

Продолжение следует