Компромиссы спасут Карабах: взгляд из России
Читать на сайте Вестник КавказаКомпромисс - единственный путь эффективного и полного урегулирования нагорно-карабахского конфликта в настоящее время, заявили "Вестнику Кавказа" российские эксперты-кавказоведы, говоря о возможностях завершения многолетнего конфликта вокруг Карабаха и обеспечения мира в регионе. При этом все они озвучили совершенно разные подходы к тому, какие компромиссы между Азербайджаном и Арменией достижимы в обозримой перспективе.
Так, политический консультант, кандидат исторических наук Олег Кузнецов указал на необходимость разделять в вопросе поиска компромиссов народы и власти. "Если под сторонами конфликта подразумевать целые страны, то я уверен, что армянский и азербайджанский народы способны найти компромиссы для совместного сосуществования. Если же считать, что сторонами конфликта являются политические режимы, то никого компромисса между карабахским кланом Кочаряна-Саргсяна в Армении и командой Алиева в Азербайджане быть не может. Дело в том, что для режима Кочаряна-Саргсяна, который я считаю не иначе как террористическим, сам конфликт и война является единственным условием не только для его политического, но и физического существования", - пояснил он.
Достижимый компромисс эксперт видит в возвращении к исходным позициям, предшествовавшим возникновению нагорно-карабахского конфликта. "Необходимо восстановление ситуации до 1988 года и дальнейшее определение статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в соответствии с нормами международного права, абстрагируясь от советского наследия - то есть в рамках различных форм предоставления национально-культурной автономии по мировым стандартам. Полагаю, что подобная ситуация имеет реальную перспективу своего разрешения, но условием для этого все же должна быть демократизация политического режима в Армении в результате проведения парламентских выборов и избрания на должность ответственных руководителей", - считает Кузнецов.
"В соответствии с конституционной реформой в Армении переход от президентской республики к парламентской потребует создания некоего баланса властей, а также выбора первых лиц, олицетворяющих этот баланс власти. Необходимо избрание на ключевые должности в рамках парламентской формы правления в этой республике людей, никак не связанных ни с Карабахом, ни с участием в карабахской войне, а также не подверженных влиянию диаспоры, чтобы армяне, проживающие в Армении, сами могли решать свои внутриполитические вопросы. Тогда и появится возможность для компромисса в нагорно-карабахском урегулировании", - заключил он.
В свою очередь, политолог Андрей Епифанцев выразил уверенность в том, что действительным компромиссом по Карабаху могут быть только его раздел либо суверенизация. "На мой взгляд, решения, которые предлагают обе стороны, выдавая их за компромиссные, компромиссами не являются: ни требование Азербайджана включить все территории, как Карабах, так и районы вокруг него, в свой состав при выделении широкой автономии для армянского населения в Карабахе, ни желание Армении видеть Карабах в своем составе при готовности вернуть часть районов. В реальности я вижу два компромисса: простое деление Карабаха условно на две части с их дальнейшим присоединением к Армении и Азербайджану или же создание на территории Нагорного Карабаха сложного, федеративного, даже конфедеративного государства с двумя общинами - азербайджанской и армянской", - сказал он.
"Это будет отдельное государство, разделенное на армянскую и азербайджанскую части. Обе они будут иметь очень широкие права, по сути, равные правам независимого государства, включая свой парламент, свои законы, свою внешнеполитическую ориентацию, экономическую деятельность, полицию, которая будет больше похожа на армию, и так далее. По сути, это будет сложно управляемое государство. Вероятно, что на тот или иной срок они смогут жить нормально вместе и существовать как отдельное государство, но не исключено и то, что в какой-то момент это может стать основой для дальнейшего развала Карабаха по этим частям. Так или иначе, возможности совместного проживания общин в каком-то одном государстве, либо в Армении, либо в Азербайджане, я не вижу", - признался Андрей Епифанцев.
Директор Института политических исследований Сергей Марков предложил классическую формулу компромисса "обмен неполных территорий на неполный мир". "Армения передает Азербайджану районы вокруг Нагорного Карабаха, в обмен на это Азербайджан снимает блокаду и Армении, и Карабаха. Проводится демилитаризация, начинаются переговоры о статусе, который будет решаться в далеком будущем путем референдума. Это абсолютно очевидный компромисс, его формула, в принципе, уже достигнута, но есть вопрос об условиях компромисса, его деталях. Например, все согласны, что Армения передает районы вокруг Нагорного Карабаха, но спорят, сколько конкретно: Азербайджан говорит о всех семи районах, за исключением "Лачинского коридора" шириной в два снайперских выстрела, а Армения говорит о пяти районах, причем в результате возвращенные районы окажутся в окружении", - поведал эксперт.
"Еще один вопрос: какой будет демилитаризация? Азербайджан хочет, чтобы демилитаризация коснулась прежде всего районов, которые находятся между Нагорным Карабахом и Арменией, иначе сам Карабах оказывается в достаточно сложном положении. Армения хочет, чтобы была демилитаризована вся граница и на нее были введены наблюдатели ОБСЕ, причем военные, как на Кипре, где они находятся на разделе между греческой и турецкой частями. Азербайджан предпочитает гражданских наблюдателей, как на Донбассе. Третий вопрос: кто должен голосовать на референдуме? Ереван хотел бы, чтобы ничего не менялось, и только те, кто живут в Карабахе сейчас, и их потомки лет через 20 решат, какой должен быть статус у Нагорного Карабаха (а они выберут быть частью Армении), а Азербайджан хотел бы, чтобы в голосовании участвовали также и беженцы и их потомки а их насчитывается раз в пять больше, чем карабахских армян", - рассказал Сергей Марков.