Василий Якимкин: "Сельское хозяйство, ВПК и нефтехимия снимут Россию с нефтяной иглы"
Читать на сайте Вестник КавказаВ августе Минфин потратил 390 млрд рублей из Резервного фонда (почти 20% от общего объема его денежных средств) на покрытие дефицита российского бюджета. Хватит ли этих средств на ликвидацию прорех в бюджете, не закончатся ли фонды и за счет правительство планирует пополнять их и в целом выходить из кризиса - все эти вопросы "Вестник Кавказа" обсудил с доцентом кафедры "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" РАНХиГС Василием Якимкиным.
- Почему понадобилось перечислять средства для этих целей именно сейчас? Насколько хватит этой суммы?
- Это было плановое изъятие. В принципе, все эксперты говорили, что к концу года Резервный фонд существенно поредеет, а в следующем году может вообще закончиться, если сложится не очень благоприятная конъюнктура фискальных доходов. Я думаю, что все же до конца фонд не израсходуется, тем более, что в конце года могут быть и обратные поступления, потому что бюджетные деньги плохо тратятся, и к декабрю всегда остается непотраченным где-то триллион рублей, который срочно пытаются куда-то распределить. Однако сейчас Минфин ужесточил контроль за этими процессами, и поэтому, возможно, то, что не будет освоено, вернется в фонд. Кроме того, ожидаются налоговые поступления, отчисления в Резервный фонд, так что, по моей оценке, и в следующем году в фонде еще что-то останется. При текущих конъюнктурах на нефть эти фонды могут кончиться в 2018-2019 годах. Но до этого срока у нашей экономики есть еще время, чтобы перестроиться, слезть окончательно с нефтяной иглы и получать фискальные доходы и от переработки.
- Способны ли эти деньги решить проблему дефицита бюджета до конца финансового года?
- Этот транш в принципе закрывает все пробелы на сегодняшний момент. Дальнейшие изъятия ожидаются где-то к зиме, но они будут не столь велики, как сейчас. В целом, я думаю, на этом траты 2016 года остановятся. Все они будут плановые, нет никаких аварийных или чрезвычайных ситуаций. В любом случае, бюджет сейчас изначально дефицитный из-за низких цен на нефть, поэтому нужны дополнительные средства. Выхода два: печатать необеспеченные рубли, что подхлестнет инфляцию, либо, что гораздо более разумно, потихоньку брать деньги из фондов, что, собственно, Минфин и делает.
- В результате Резервный фонд сократился до 2,090 трлн рублей. Насколько критична эта сумма?
- По моим оценкам, там сейчас 2,2 трлн. Я думаю, на ближайшие два года России этой суммы хватит, а в 2018-2019 годах - посмотрим, что там будет. В 2019 году ожидается минимум бюджетных поступлений. Поэтому нужно пережить 2019 год, а дальше уже начнутся улучшения, и все будет хорошо.
- Возможно ли возвращение объема фондов к прежнему уровню за счет выхода страны из кризиса?
- Фонды время от времени пополняются, за счет разных источников. Например, сельское хозяйство: мы собрали рекордный урожай зерновых, доходы от которого достигнут $15 млрд, и часть из них пойдет в кубышку - в эти фонды. Также в этом году заключено рекордное количество контрактов на поставки вооружения, и ВПК должен их выполнить, он развивается очень хорошо. Кроме этих мощных отраслей, сельского хозяйства и ВПК, есть нефтехимическая промышленность, ряд секторов которой тоже могут пополнить бюджет. Поэтому, если мы слезем с нефтяной иглы, хотя бы сделаем доходы от сельского хозяйства примерно сопоставимыми с нефтяными, то есть добьемся диверсификации фискальных поступлений, - это уже будет большим прорывом.