Иван Капитонов: ""Турецкий поток" нужен всем"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Анкаре сегодня проходят переговоры по фактическому возобновлению реализации российско-турецкого газопроводного проекта "Турецкий поток", с российской стороны в них участвуют глава "Газпрома" Алексей Миллер и его заместитель Александр Медведев. В преддверии полноценной разморозки проекта доцент ВШКУ РАНХиГС, старший научный сотрудник ИЭ РАН Иван Капитонов рассказал "Вестнику Кавказа" о перспективах строительства "Турецкого потока".
- По вашей оценке, насколько в реализации "Турецкого потока" на сегодня заинтересована Москва и что обеспечивает ее заинтересованность?
- Сейчас сложилась такая ситуация, что по рыночным ценам стоимость "Турецкого потока" начала превышать стоимость "Северного потока-2", и при нынешних ценах на газ, упавших два с лишним месяца назад до исторических минимумов, турецкий проект не выгоден. Однако есть пути обеспечения его выгодности, в первую очередь, это возможное предложение турецкой стороны разделить издержки по строительству. Если большую или хотя бы значительную часть таких издержек Анкара возьмет на себя, для России проект станет выгодным. Безусловно, это один из предметов дискуссии на переговорах, но если турецкая сторона пойдет навстречу России, появится возможность серьезно обсуждать "Турецкий поток" с точки зрения экономики.
Что касается политики, то сейчас нам крайне важно продвигать идеи "Турецкого потока" для того, чтобы Европа чувствовала конкуренцию. По той или иной трубе, но мы придем к ним со свои газом, и если они не хотят управлять этим газом, я имею в виду, если Германия не желает брать на себя ответственность по управлению "Северным потоком-2", то мы придем с достаточно интересной позиции - с юга Европы, так что страны "крепкого ядра" будут иметь к этому газу меньше отношения и окажутся вынужденными идти на компромиссы с Турцией, чего им делать не хочется. Если Турция получает газовый ключ к Европе, это станет серьезным ударом в мягкое подбрюшье Евросоюза. В связи с этим, продвигая идеи "Турецкого потока", мы параллельно продвинемся и по "Северному потоку-2", нам дадут больше гарантий, и Европа сможет найти компромисс именно по северному пути, который все еще дешевле и выгоднее.
- На чем, в свою очередь, зиждется интерес Турции в этом проекте?
- В первом приближении - именно на возможности получить газовый ключ к сердцу Европы. Во-вторых, для Анкары "Турецкий поток" - это дополнительные гарантии энергобезопасности республики, почти не имеющей собственных источников топлива. Трубопроводный газ по определению дешевле, чем сжиженный (экономия на транспорте и издержках), и выгода Турции от новой трубы прямая. Анкара и раньше ставила на этот проект, и лишь наши политические разногласия поставили временный крест на "Турецком потоке".
- На ваш взгляд, как быстро смогут стороны договориться по проекту и какие в нем остаются подводные камни?
- Подводных камней, фактически, не осталось. Безусловно, Турция может изменить свою позицию по разным аспектам - по непосредственному разделению издержек, по скидкам на газ. При этом наиболее вероятным является второй аспект, ведь и раньше скидки на газ были основным камнем преткновения в наших переговорах, а по разделению издержек, думаю, проблем не будет, судя по последним заявлениям президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Вполне вероятно, что "Газпром" сам будет немного тянуть время для того, чтобы у Европейского союза была возможность пойти нам навстречу. В целом, на мой взгляд, нынешний этап переговоров продлится полгода, не более того.
- Насколько проблематично на сегодняшний день европейское продолжение "Турецкого потока"?
- На мой взгляд, это проблема уже не столько России, сколько самой Европы. Дело в том, что российским газом, который поступит по "Турецкому потоку", будет распоряжаться Анкара. Захочет ли Европа покупать этот газ у Турции? Наверняка захочет, чтобы диверсифицировать свои поставки, так что ей придется достраивать свой участок трубопровода, что вполне реально - проблем здесь не возникнет.