Дипломатический марафон Путина
Читать на сайте Вестник КавказаСША приветствовали бы сотрудничество Турции и России в борьбе с группировкой ДАИШ, заявила после питерской встречи президентов Путина и Эрдогана официальный представитель Госдепартамента Элизабет Трюдо. Однако «проблема» в том, на своей первой после кризиса в двусторонних отношениях встрече российский и турецкий лидеры договорились не только о возможности совместной борьбы с терроризмом, но заявили о намерении восстановить сотрудничество по всем направлениям. Это встревожило многих на Западе. Так, министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс предложил обсудить ситуацию со сближением России и Турции на уровне Евросоюза и НАТО.
Дидье Рейндерс
Руководитель департамента стран СНГ Института политических исследований Алексей Бычков считает, что Турция уже не вернется к прежним форматам взаимодействия с НАТО и ЕС: «Эрдоган – личность довольно решительная, и обид в свой адрес он не прощает. Изменения, в отношениях с ЕС, в частности с Германией, где были явные нападки на Эрдогана, непременно произойдут. Если Эрдоган сможет при помощи России и Ирана нормализовать ситуацию в Турции и сохранить свою власть, то мы в ближайшее время увидим серьезные изменения, касающиеся не только экономических отношений с Россией, но и вообще всего внешнеполитического вектора Турции».
Между тем, Бычкова, как и многих экспертов, впечатлил предпринятый президентом Путиным 8-10 августа дипломатический марафон, когда он успел провести переговоры с президентами Азербайджана, Армении, Ирана и Турции.
«В этом марафоне видится несколько основных задач. Основная геополитическая задача - выстроить и расширить взаимодействие в рамках ШОС, вернуться России на рынки АТР, которыми очень хорошо и продуктивно пользовался Советский Союз. Ведь недавно Путин провел также встречи с премьер-министром Индии и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. То есть Россия выходит на геополитическую не только в Ближневосточном и Кавказском регионе, а во всем Азиатско-тихоокеанском регионе. Это складывание такого паззла на фоне геополитического кризиса в мире, поддерживаемое удачными действиями российских ВКС в Сирии».
Второй задачей Бычков назвал раздел сфер влияния на рынке углеводородов: «Это возвращение России и Ирана, который недавно вернул себе возможность, выйдя из-под санкций, экспортировать нефть. Это выход и возвращение на рынки Китая, Японии, АТР, где ведется борьба между членами ОПЕК и странами, которые не входят в ОПЕК. Саудовская Аравия также пытается вернуть себе позиции на китайских рынках нефтяных ресурсов, она даже понижала цены на нефть, чего не делала в течение 10 лет».
Эксперт заметил, что бакинский саммит стал первым шагом для превращения Азербайджана в центр консолидации регионального значения: «Баку теперь становится центром объединения не только государств, которые участвовали в саммите, но сюда можно включать и Индию, и Пакистан, которые выступали за то, чтобы войти в состав ШОС, а также Казахстан. То есть речь идет о выстраивании нового глобального объединения, не только экономического, но и политического».