К 100-летнему юбилею Мехти Гусейнзаде
Читать на сайте Вестник КавказаВ этом году празднуется столетие со Дня рождения партизана и разведчика, прославившегося дерзкими диверсиями против немецких оккупантов во время Второй мировой войны Мехти Гусейнзаде.
Он родился в 1918 году в Бакинской губернии. С самого детства любил литературу и живопись. Директором средней школы, в которой учился Мехти, был писатель Сулейман Сани Ахундов, а преподавателем - композитор Сеид Рустамов. Сам Мехти прекрасно рисовал, играл на таре и писал стихи. После школы Гусейнзаде поступил в Бакинское художественное училище, где с ним учились будущие известные художники Кязим Кязимзаде, Аскер Аббасов, Али Зейналов, искусствовед Мурсел Наджафов. После окончания училища Мехти не удалось поступить в ленинградскую Академию художеств, зато его приняли на факультет французского языка в Ленинградский институт иностранных языков.
Планам Мехти стать литератором помешала война. В августе 1941 года 22-летний комсомолец Гусейнзаде вступил в ряды Красной Армии, и после окончания Тбилисского военно-пехотного училища ушел на фронт. Попав тяжелораненым в плен, он был отправлен с эшелоном военнопленных в Берлин, где задался целью бежать, чтобы бороться с фашистами. Тут пригодились знания, полученные в Ленинградском педагогическом институте иностранных языков. Мехти говорил по-русски, по-азербайджански и по-французски, поэтому освоить немецкий для него не составило особого труда.
После окончания курсов переводчиков в Берлине Гусейнзаде был отправлен в германский город Штранс, где к тому времени из частей Азербайджанского и Среднеазиатского легионов формировалась 162-я Туркестанская немецкая дивизия. Мехти как особо одаренного зачислили в отдел, занимавшийся пропагандой и контрразведкой, а также отправили повышать квалификацию в школе контрразведки.
Кадр из фильма
Все эти навыки он и использовал в диверсионной работе. Талантливый человек талантлив во всем, и Гусейнзаде, не лишенному актерского дара, удалось задурить голову фашистам, уверовавшим в то, что молодой азербайджанец намерен воевать до победного на их стороне.
В 1943 году после капитуляции Италии дивизия Мехти из Штранса была направлена в Италию на подавление партизанского движения, откуда Гусенову удалось бежать и присоединиться к партизанами гарибальдийского югославо-итальянского корпуса. Необыкновенная дерзость, которой восхищались друзья и отдавали должное враги, была осмысленным расчетом военного стратега, умевшего четко планировать задуманные операции, учитывать реалии немецкой военной машины, которую он досконально изучил.
Воинские подвиги Гусейнзаде, начавшего работать под подпольной кличкой Михайло, перечислить сложно – здесь и минирование железнодорожного полотна, и пущенные под откос немецкие воинские эшелоны, и взорванные автомашины с немецкими военнослужащими, и захваты «языков», и подорванные мосты. Он учил партизан рисовать топографические карты, готовил взрывчатку, разрабатывал диверсионные планы, был прекрасным организатором.
В апреле 1944 года в результате устроенного Михайло взрыва кинотеатра недалеко от Триеста погибло 80 и было ранено 110 фашистов. Потом был налет на немецкие солдатские казармы, где погибло и было ранено 450 солдат и офицеров. Мехти взорвал казино, где погибло 250 солдат и офицеров, потом типографию, где печаталась фашистская газета.
За голову Михайло было обещано 300 тысяч марок, но это не заставило его остановиться.
Кадр из фильма
Творческая натура Мехти помогала в проведении операций с переодеванием. Как-то Гусейнзаде в форме немецкого офицера технической службы проник на аэродром противника и с помощью мин замедленного действия взорвал два самолета и 25 автомашин, а через несколько дней в форме немецкого офицера он подъехал на мотоцикле к фашистской роте, находившейся на учебном марше, расстреляв из автомата более 20 солдат и исчез.
Форма офицера вермахта помогла Михайло и в ходе другой операции, когда он организовали налет на местную тюрьму, освободив 700 военнопленных и захватив начальника тюрьмы. Налетчиков было трое, но немецкое радио сообщало о трехтысячной партизанской дивизии.
Всего в результате диверсий, организованных Гусензаде в 1944 году, было убито и ранено более 1000 немецких солдат и офицеров.
В ноябре 1944 года дом, в котором Михайло остановился после выполнения очередного задания, был окружен фашистами. Он вступил в бой, имея лишь две лимонки и пистолет. Силы были неравны. Последний патрон Гусензаде приберег для себя, выстрелив в сердце.
В апреле 1957 Указом президиума Верховного Совета СССР Мехти Гусейнзаде было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Фильм о нем «На дальних берегах», прошедший по всем экранам СССР, имел оглушительный успех. Ругия Aлиeва, разрабатывающая в архивах тему азербайджанских бойцов европейского Сопротивления, говорит о Гусейнзаде: «Это была совершенно неординарная личность, наделенная большими задатками. Причем они касались не только искусства, способностями в разных сферах которого он был щедро одарен - страстью к сочинительству стихов, талантом живописца, способностью к языкам и многим другим. Он был очень коммуникабельным, умел оказывать влияние на людей, находить язык с каждым, был легок в общении. Не имея артистических способностей, Михайло вряд ли бы мог столь успешно выдавать себя за фашиста. Словом, ему было много дано. И он блестяще распорядился тем, что имел. А прожил-то всего 26 лет».