В Армении больше симпатизируют захватчикам, чем их заложникам
Читать на сайте Вестник КавказаКак правило, если случается кризис с заложниками, то общественность сочувствует им после освобождения. Но в столице Армении, Ереване, где в минувшее воскресенье группа боевиков взяла под контроль полицейский участок, больше сочувствия высказывают тем, кто захватил заложников. «Непонятно, почему ребята согласились на такие условия,- пожаловался 35-летний радиотехник Армен Нерсесян, комментируя согласие группы освободить четырех полицейских в обмен на пресс-конференцию 23 июля. - Это неверный шаг. Теперь [правительственные силы] могут вторгнуться в любой момент и осуществить вооруженный захват».
Члены оппозиционного движения «Учредительный парламент» - в основном участники вооруженного конфликта с Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха в период с 1988-го по 1994 год. Некоторые из них имеют весьма значительные военные успехи.
Они потребовали отставки президента Армении Сержа Саргсяна и освобождения своего лидера Жирайра Сефиляна, взятого под стражу по обвинению в заговоре о свержении правительства, а также просили об освобождении других предполагаемых политических заключенных.
Один полицейский был убит, когда боевики ворвались в полицейский участок. Также были сообщения о раненых.
Симпатии жителей Еревана к захватчикам порождены антипатией к правительству, которое печально известно коррупцией и злоупотреблением гражданскими правами. Оружие, как некоторым представляется, лучший способ изменить ситуацию.
Сознавая привлекательность группы для многих (во время столкновений 20 июля между полицией и демонстрантами, десятки людей были ранены) президент Саргсян, также участвовавший в боевых действиях в Карабахе, подчеркнул 22 июля в своем первом заявлении после начала противостояния, что «решение проблем с применением насилия» приводит к «очень серьезным последствиям для страны и государственности». Правительство, по его словам, не будет предпринимать подобные шаги.
Но некоторые жители Еревана не верят словам президента.
«Что еще может сдерживать правительство от штурма, или заставит его выполнить требования [захватчиков], когда нет больше заложников?», - задаются вопросом собравшиеся возле полицейского участка сотни демонстрантов, выступающих за права налетчиков. «Как мы можем верить правительству, или на каком основании мы можем упустить возможность [добиться перемен]?», - говорят они.
В обмен на заложников, правительственные войска позволили трем десяткам репортеров попасть внутрь полицейского участка в Эребуни 23 июля. Вооруженные винтовками люди, у некоторых были повязки с красным, оранжевым и синим цветами армянского флага, позировали фотографам, но подробно не рассказали о своих долгосрочных планах.
«Они хотели показать, что не являются группой террористов»,- прокомментировал ситуацию политолог Агаси Енокян, руководитель Армянского центра политических и международных отношений, некоммерческого исследовательского центра. Так как переговоры с правительством продолжаются, а внутри самого полицейского участка в Эребуни «серьезная система защиты», теперь им не нужны заложники», - предположил политолог.
Правительство перестало называть боевиков «террористами». По мнению наблюдателей, это еще одно доказательство того, что они признают общественную поддержку захватчиков.
Полиция опубликовала список из 24 человек, которые предположительно являются «сасунскими храбрецами», утверждая, что среди них есть наркоманы, алкоголики и люди, подверженные нервным расстройствам.
Группа, называющая себя «Сасунскими храбрецами» в честь эпической поэмы о патриотических борцах против арабских захватчиков, утверждает, что другие регионы Армении последуют их примеру. Однако пока подтвержденных данных о выступлениях в регионах нет.
После того как были отпущены заложники, появились сообщения о том, что у полицейского участка слышалась стрельбы. Веб-сайт А1 + сообщил, что группа сбила полицейский дрон, в то время как полицейский автомобиль был сожжен на станции, которую захватчики называют «Новая Армения».
Нападавшие также утверждают, что над территорией полицейского участка пролетают вертолеты. Поздно вечером 25 июля толпа из сотен сочувствующих снова собрались возле здания.
Однако оттуда поступает много дезинформации и мало объективных новостей. Прошлой ночью в социальных сетях появились сообщения о том, что полицейские начали атаковать станцию Эребуни и пытались разрушить одну из стен. Но на самом деле штурма и не было.
Другие армяне относятся с меньшим энтузиазмом к захватчикам. Некоторые жалуются, что их популярность среди представителей молодого поколения говорит о том, какую роль играет насилие в армянском обществе. Некоторые высказывают неприятие насильственных мер, применяемых правительством в последние годы. Были случаи со смертельным исходом и арестами, которые последовали за протестами после президентских выборов 2008 года.
«Я не принимаю насилие, или решение вопросов таким образом,- отметил 40-летний музыкант Нуне Маркарян. - В другой ситуации я бы назвал то, что сделали [боевики] безумием, но люди поддержали их, и я также понимаю, что в течение последних 25 лет в нашей стране мы много раз избегали необходимости ведения боевых действий именно благодаря этим парням».
Правозащитник Артур Сакунц назвал требования боевиков «законными», поскольку они «исчерпали все правовые и политические методы». Правозащитник предупреждает, что правительство должно продолжать воздерживаться от насилия, чтобы разрешить спор. [Сакунц является руководителем Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитной НПО, получающей поддержку от Открытого Общества-Армения, который осуществляет свою деятельность в рамках сети фондов Сороса. EurasiaNet.org функционирует под эгидой нью-йоркского Фонда Открытого Общества, отдельное юридического лица сети фондов Сороса.]
Служба национальной безопасности, разведка, полиция и следственный орган в одном лице, 25 июля призвал боевиков «вести себя разумно, сложить оружие и сдаться». Но они сдаваться не собираются: «Мы пойдем до конца, мы отдадим нашу жизнь, но мы не сдадимся».