Битва за Кавказ предопределила поражение Гитлера
Читать на сайте Вестник Кавказа25 июля, ровно 74 года назад, началась одна из важнейших оборонительно-наступательных операций в Великой Отечественной войне – Битва за Кавказ. Условно кавказские события делят на два периода: с 25 июля по 31 декабря 1942 года велось наступление со стороны немцев, которым удалось захватить часть территорий, с 31 декабря по 9 октября 1943 года советские войска начали контрнаступление, отвоевали обратно захваченные земли и вынудили немецкие войска отступить.
Значение победы на Кавказе сложно переоценить, так как потеря региона могла переломить весь ход событий в Великой Отечественной войне, склонив чашу победы на сторону Гитлера.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Андрей Марчуков отметил, что в планах немецкого командования Северный Кавказ воспринимался как продолжение южного направления после Донбасса и Ростова.
"Прежде всего, Кавказ для Гитлера был интересен с точки зрения своих нефтяных запасов, поскольку Германия и ее союзники испытывали большую нужду в горюче-смазочных материалах как для армии, так и для всего народного хозяйства. Поэтому район Баку, Грозного и Майкопа, где были развиты нефтепромыслы, представляли собой стратегический интерес. Если бы Гитлер получил нефть Кавказа, то это резко ухудшило бы положение Советского Союза и Красной армии", - рассказал историк.
В то же время Марчуков обратил внимание, что помимо энергетического значения, регион Кавказа является воротами в Закавказье, которые открывают путь к границам Турции.
"Если бы немцы появились в Закавказье, в Грузии, в Абхазии, то это подтолкнуло бы Турцию к вступлению в войну на стороне германского блока или к открытию нового фронта, что изменило бы расстановку сил в Черноморском регионе и на Кавказе, резко ухудшив положение советских войск. Кроме того, Германия получила бы выход на Иран, который был оккупирован в то время совместно советской и английской сторонами. Известно, что немцы сумели в предвоенный период привязать к себе Иран экономически, и прогерманские настроения в стране были очень сильны. Поэтому если бы у границ Ирана появились немецкие войска, то возможно, что в стране вспыхнуло бы восстание против Великобритании и СССР", - подчеркнул он, добавив, что потеря Ирана в любом случае означала бы закрытие южного коридора ленд-лиза, по которому Советский Союз получал военную помощь от стран Запада.
"С экономической и военно-стратегической точек зрения Кубань и Северный Кавказ представляли собой большой интерес для немцев. Не случайно, что в 1942 году, когда Германия уже не могла вести одновременно наступление по трем для нее стратегическим направлениям, Гитлер решил сосредоточиться для удара именно на южном направлении. Окончательно захватить Донбасс, Ростов и вырваться на просторы кубанских и приволжских степей", - объяснил Марчуков.
Исходя из такого стратегического значения Кавказа, регион было жизненно необходимо отстоять. Кроме того, значимость Кавказа с энергетической точки зрения после потери угольного Донбасса только возросла, - рассказал эксперт.
Рассматривая вопрос сохранения исторической памяти о событиях, которые разворачивались на Кавказе 74 года назад, Марчуков выразил мнение, что они должны быть в головах не только узкой группы поисковиков или людей, интересующихся теми или иными сюжетами, но и быть в общественном дискурсе.
"Мы должны помнить все битвы. Особенно это важно, когда некоторые соседние страны переписывают нашу общую историю, в этом контексте очень мало внимания уделяется битве за Днепр или освобождению Донбасса, хотя на самом деле это были неотъемлемые части всей Великой Отечественной войны. Битва за Кавказ также отходит на периферийный план, поскольку в основном, если говорим о лете-осени 1942 года, все внимание сосредотачивалось на битве за Сталинград, тоже очень важном, важнейшем стратегическом участке южного крыла фронта. Однако именно захват Кавказа, Кубани, Ставрополья был более приоритетным для гитлеровской Германии, чем перерезание волжской артерии и овладение Сталинградом", - отметил эксперт.
"Поэтому действительно этот момент о том, что бои на Кавказе носили стратегический характер, несмотря на то, что они были очень тяжелыми, и там приходилось Красной армии бороться не только с внешним фронтом, но и с бандитизмом, восстанием в своем тылу, это тоже нельзя забывать. Эта часть Великой Отечественной войны тоже должна получать освещение, в том числе в средствах массовой информации", - заключил Андрей Марчуков.