Галина Чурак: Кавказ многое значил для Айвазовского

Читать на сайте Вестник Кавказа

К 200-летию великого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского Государственная Третьяковская галерея подготовила специальную выставку, которая пройдет в залах на Крымском Валу с 29 июля по 20 ноября. Для этого мероприятия галерея впервые в своей истории организовала интернет продажу билетов.

Заведующая отделом живописи XIX, XX веков в Государственной Третьяковской галерее и куратор выставки Галина Чурак рассказала, что, несмотря на то, что юбилейный год Айвазовского – 2017 год, галерея решила схитрить и провести выставку уже сейчас, так как потом ни один музей не захочет отдавать свои картины художника.

По словам Чурак, экспозиция будет включать в себя 120 полотен, которые были отобраны исходя из принципа значимости для самого автора, а также картины, которые были написаны Айвазовским для русского императорского двора. Таким образом, посетители выставки смогут увидеть картины, которые обычно хранятся в Русском музее, в Павловске, в Петергофе, в Царском селе, в Феодосийской картинной галереи, а также в Национальной галерее Армении.

Говоря о влиянии Кавказа на жизнь и творчество Айвазовского, заведующая отделом живописи рассказала, что художник питал подлинный интерес к региону и ко всему, что было связано с Кавказом.

"Он впервые оказался у берегов Кавказа, когда был совсем молодым еще, когда закончил академию. Она, прежде чем организовать ему за свой счет поездку в Европу для продолжения образования, отправила его в Феодосию, в Крым. А там он получил приглашение капитана М.П. Лазарева, участвовать в десанте у кавказских берегов", - так, началось его знакомство с этим краем, поведала куратор.

"Тогда в 1839 году он оказался у кавказских берегов и участвовал в тех военных операциях, которые происходили тогда на Кавказе, он оказался не просто свидетелем, а соучастником этих событий. И интерес к этому у него сохранялся всю жизнь. Кроме того, на Кавказе он познакомился с героями России: адмиралом П.С. Нахимовым, М.П. Лазаревым, генералом П.С. Котляревским", - рассказала Чурак.

"Айвазовский хорошо знал Котляревского, высоко почитал его за храбрость, за боевые заслуги. Генерал заканчивал свою жизнь уже как израненный воин в Феодосии. Он жил там, и умер. И Айвазовский много усилий приложил к тому, чтобы был воздвигнут своеобразный памятник Котляревскому. Он соорудил часовню на горе Митридат, внутри самой высокой горы Феодосии, и украсил эту часовню своими картинами в память о Котляревском", - поведала искусствовед.

Как объяснила Чурак, жизнь на Кавказе оставила художнику целую серию "кавказских впечатлений". "У нас будут картины, изображающие Дарьяльское ущелье, горные виды, горные сюжеты, а эта картина "У берегов Кавказа", принадлежащая Третьяковской галерее, будет показана посетителям впервые. Картина показывает прибрежный вид Кавказа, а также излюбленный Айвазовским мотив штормового, грозного моря, с молниями, с бушующими волнами, разбивающимися о прибрежные скалы, где плавает утлая лодчонка с каким-то парусником, который вот-вот погибнет. Однако картины Айвазовского несут в себе надежду на то, что все должно благополучно разрешиться. "У берегов Кавказа" - это мощная по своему настрою, накалу, энергетике и энергии картина", - рассказала куратор выставки.

Вместе с Кавказом на творчество Айвазовского несомненное влияние оказала Турция, в которую он впервые попал в 1845 году во время совместной поездки с Великим князем Константином Николаевичем. "Это была поездка, морской вояж к берегам Турции, Малой Азии, островам греческого архипелага. И когда Айвазовский увидел Константинополь, Стамбул, он был потрясен красотой этого города, необычностью его, его архитектурой, расположением, мраморным морем, все то, что составляет облик этого города. И он тогда в восторженном письме писал, что ни Рим, ни Венеция, ни Неаполь не могут сравниться с красотой этого города. Он просто затмевает собою все", - поведала искусствовед.

Одна из следующих поездок Айвазовского в Турцию в Стамбул пришлась на 1874 год, когда его пригласил султан Абдул Азиз для работы по декорациям в официальной резиденции турецких султанов - дворце Долмабахче. Тогда художник написал около 30 живописных произведений, которые и по сей день украшают стены этого дворца, рассказала она.

"Стоит отметить, что Айвазовский писал картины не только тогда, когда он был непосредственно в Турции. Он много раз мысленно возвращался к этим образам, облику, прежде всего, Стамбула. Айвазовский писал картины не только в те моменты, когда он там непосредственно был, но и вспоминая эти места. У него была потрясающая зрительная память. Ему вовсе необязательно было находиться на том месте, которое он изображал, его память сохраняла множество впечатлений, и это давало ему возможность блестяще справляться с  поставленными перед ним задачами", - заключила Галина Чурак.