Письмо Эрдогана Путину только выглядело неожиданным шагом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Нормализация российско-турецких отношений идет не так быстро как хотелось бы. Россия открыла Турцию для своих туристов, но с оговоркой, что отмена ограничений на чартерные рейсы  не означает, что Москва намерена стимулировать турпоток. В Анкаре намекнули на то, что могут разрешить России использовать авиабазу "Инджирлик" для операций против ДАИШ, но вскоре министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что такого не говорил. И, наконец, несмотря на то, что в Турции ждут от Москвы полной отмены санкций, вероятно, скоро этого не произойдет, ведь между странами существует еще немало разногласий, в частности, по Сирии. Тем не менее события последних полутора недель дают надежду на существенный прогресс в восстановлении контактов.

Нормализация отношений началась не вдруг, этому предшествовала большая работа как со стороны Москвы, так и со стороны Анкары. Как пояснил член Российского совета по международным делам, экс-посол России в Турции Пётр Стегний, «письмо Эрдогана Путину выглядит неожиданным шагом, но с профессиональной точки зрения появлению таких документов предшествует серьезная работа, которая носит непубличный характер. Контакты проходили по инициативе турецкой стороны. Они велись и на профессиональном уровне, и на уровне экспертов. По всем шагам, которые последовали после послания Эрдогана, основные вехи были обговорены уже на том этапе».

Имеется в виду и телефонный разговор Путина и Эрдогана, который состоялся, несмотря на теракт в аэропорту Стамбула, и договоренность о встрече министров иностранных дел в ходе сессии Организации черноморского экономического сотрудничества, куда уже давно был приглашен министр иностранных дел Турции.

По данным эксперта, к этому стороны побудило, в частности, давление бизнес сообществ, турецкого строительного лобби, эффективно и давно работающего в России. Разрыв отношений начал оказывать долговременное негативное воздействие на интересы участников и с турецкой стороны, и с российской стороны. Речь идет и о печальных перспективах экспорта, и о «Турецком потоке», и о работах по стратегическому проекту строительства АЭС «Аккую».

Однако решающую роль сыграла негативная тенденция развития ситуации на Большом Ближнем Востоке, прежде всего, в Сирии. «Очень своеобразно развивается болезненный для Турции курдский вопрос. Турция оказалась в центре глубокого переформатирования Большого Ближнего Востока. Это и было тем невидимым мотором, который привел в действие процесс, который мы сейчас наблюдаем. Уверен, что он будет развиваться, может быть, с остановками, но начнет двигаться в правильном направлении, отвечающем стратегическим интересам нашей страны», - заявил Стегний.