Что стоит за сближением Турции с Израилем и Россией?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Турция и Израиль договорились забыть о разногласиях и восстановить нормальные дипломатические отношения, в том числе назначить послов в обеих столицах после шести лет серьезных разногласий.  Учитывая давнее публичное неприятие президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом Израиля и турецкую поддержку народа Газы, подобная новость стала индикатором значительного изменения во внешней политике страны. Но сам процесс протекал постепенно. Чтобы смягчить потрясение от новости, некоторые проправительственные газеты даже использовали термин "примирение" между Турцией и Израилем, что анонсировало сделку задолго до ее объявления в воскресенье вечером. Президент Эрдоган даже позвонил палестинскому президенту Махмуду Аббасу в воскресенье, чтобы  заранее известить его о соглашении.

Новости о переговорах между Турцией и Израилем стали появляться еще с конца прошлого года. Сообщалось, что, несмотря на различия между государствами, они поняли необходимость сотрудничества как в качестве региональных, так и в качестве энергетических партнеров.

Теперь вопросы из недавнего прошлого сняты с повестки. Израиль заплатит Турции 20 млн дол. в качестве компенсации семьям 10 турецких граждан, погибших в мае 2010 года, когда израильская армия штурмовала невооруженный конвой с гуманитарной помощью, направлявшийся в сектор Газа. Страна вновь принесла извинения за нападение, впервые прозвучавшие в 2013 году, но выплата компенсаций делает эти извинения более весомыми. Соглашение также даст возможность  кораблю весом в 10 тыс. тонн доставить гуманитарную помощь из Турции в сектор Газа в эту пятницу.

Оба премьера объявили о деталях соглашения одновременно, и каждый считает его своей победой. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, говорит, что Турция обеспечила ослабление (хотя и не полное снятие) израильской блокады сектора Газа; строит дома и участвует в других проектах, оказывая помощь жителям Газы; представители ХАМАС будут продолжать работать в офисах в Турции. Однако, по мнению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, блокада Газы будет продолжаться, и при этом Израиль теперь сможет заключить соглашение с Турцией об экспорте своих недавно обнаруженных запасов природного газа в Европу.

Реальная политика 

Очевидно, соглашение продиктовано реальной политикой и национальными интересами обеих стран, а не сочувствием друг к другу. Воспоминания о событиях 2010 года все еще свежи, и сектор Газа выглядит крайне уязвимым в отношении возможности возникновения нового очага напряженности. Но государства, составившие договор, прочно опираются на его практические преимущества.

Для Анкары одним из преимуществ соглашения с Израилем стало то, что оно будет способствовать снижению региональной изоляции Турции. Турецко-израильские отношения всегда были результатом более важного союза обеих стран с Соединенными Штатами. Президент США Барак Обама оказывал давление на оба государства, призывая их к примирению после 2010 года. Весной 2013 года ему удалось убедить Нетаньяху принести извинения Турции, и этот телефонный разговор стал отправной точкой для соглашения, подписанного на минувших выходных.

Слабым звеном сделки можно считать будущее ХАМАС, который до сих пор получает серьезную поддержку Турции. Присутствие ХАМАС в Турции теперь будет ограничиваться обычной дипломатической деятельностью. Недавняя встреча за закрытыми дверями между руководителями разведки Турции и Израиля, как полагают, гарантировала, что даже если офис ХАМАСа в Турции продолжит функционировать, то будут наложены ограничения на действия его должностных лиц.

Геополитика на Ближнем Востоке изменилась в последние полтора десятилетия - ведутся разговоры о союзах, которые были когда-то совершенно невозможными. Яхья Бостан, журналист проправительственной газеты Daily Sabah говорит, что сделка может быть начальным этапом "союза за  стабильность" на Ближнем Востоке.  Бостан намекает, что Египет может подключиться к соглашению. Однако это смелое предложение, учитывая открытую конфронтацию между Анкарой и Каиром в течение трех лет, с момента свержения администрации Мурси.

Главным для турецко-израильского партнерства становится экспорт израильского природного газа. Берат Албайрак, министр энергетики и зять Эрдогана, в прошлом году заявил о том, что энергетическое соглашение с Израилем потребует политической поддержки. Для Нетаньяху территория Турции – оптимальный маршрут для доставки газа с месторождений Тамар и Левиафан в Европу.

Потепление в отношениях с Россией

Турция искала потенциальных альтернативных поставщиков природного газа, которые могли бы занять место России, так как отношения между государствами были приостановлены после инцидента со сбитым самолетом Военно-воздушных сил России на границе с Сирией 24 ноября. Израильский газ будет логичной альтернативой, по крайней мере, в течение нескольких лет. Однако есть признаки того, что дипломатические и экономические санкции России против Турции могут быть сняты, так как Эрдоган заявил в понедельник о своем "сожалении" по поводу инцидента со сбитым самолетом.  Хотя Россия, казалось бы, была против каких-либо  дальнейших отношений с Турцией, введя запрет на весь сельскохозяйственный импорт, появились признаки того, что Москва реагирует на турецкие заявления о желании нормализовать отношения.

Прекращение турецко-российских отношений больно ударило не только по турецким производителям продовольствия. Бронирование турецких отелей упало почти на 98%, возникла неопределенность в отношении будущего сотрудничества в сфере энергетики, в том числе и в отношении  строительства первой в Турции АЭС "Аккую" на берегу Средиземного моря. СМИ Турции продолжают критиковать российские операции в Сирии, но президент Эрдоган и премьер-министр Йылдырым дали понять, что хотят восстановить отношения.

Камнем преткновения стало формальное извинение президента Эрдогана за сбитый российский самолет и гибель одного из пилотов. По данным российских СМИ, которые позже подтвердил представитель турецкого президента Ибрагим Калын, Эрдоган  в своем письме президенту России Владимиру Путину обратился просьбой к родственникам погибшего пилота, использовав такой оборот речи как  "простите нас". Президент Путин считает это достаточным извинением, и нормальные отношения между странами могут возобновиться.

Если это произойдет, одним  из основных шагов Москвы станет, скорее всего, получение гарантий поставок российского природного газа в Турцию, которые до сих пор не были прерваны. Насколько это может подорвать потенциальное турецкое соглашение с Израилем (за счет устранения необходимости покупать дополнительный газ) неясно. Но так как Турция и Израиль проделали такой долгий путь перед подписанием соглашения, вряд ли им будет так просто с него свернуть.