Андрей Бакланов: извинения Эрдогана – вынужденный шаг
Читать на сайте Вестник КавказаПрезидент России Владимир Путин накануне получил послание президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором турецкий лидер принес свои извинения за сбитый российский военный самолет и выразил сочувствие и соболезнования семье погибшего российского пилота, заверив, что Турция сделает все возможное для восстановления традиционно дружественных отношений с Россией, а также совместно реагировать на кризисные события в регионе, бороться с терроризмом.
О том, что означают эти шаги, "Вестнику Кавказа" рассказал советник заместителя председателя Совета Федерации РФ, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.
"Во-первых, это шаг в правильном направлении, который сделала Турция, но это самый первый шаг. Он, может быть, в какой-то мере раскрывает намерение, но о готовности Турции выполнить тот комплекс вопросов, которые она должна решить в отношениях с нами, пока еще говорить рано", - считает советник зампреда Совета Федерации.
"Распадается сложная проблематика в отношениях с Турцией на три досье. Первое досье – это урегулирование вопроса, связанного с гибелью российского военнослужащего, выплата компенсации и так далее. Это одно досье. Второе досье – это вопрос очень сложный, это наши обвинения в отношении того, что Эрдоган лично, его семья и правящий клан был завязан на оказание содействия ДАИШ (ИГИЛ) и международной преступности. И здесь надо очень тщательно разбираться, в какой мере тот сигнал, который они подали, одновременно означает, что они прекращают подобного рода фактически подрывную деятельность. И третье – это уже весь комплекс торгово-экономических связей: конечно, доверие к Турции и турецкому руководству очень сильно подорвано. Я считаю, что Турция должна проявить свою готовность в конкретных делах по этим трем направлениям. Может быть, для оказания содействия ускорению этого процесса можно было бы из числа работников среднего уровня создать 2-3 рабочие группы для прояснения глубины намерений турецкой стороны, и возможности решения этих вопросов для доклада нашему руководству", - рассказал Андрей Бакланов.
На вопрос, насколько можно было рассчитывать на то, что Турция все же одумается и пойдет на примирение, дипломат предположил, что эта акция – не акт перевоспитания турецкого руководства и лично Эрдогана, а совершенно вынужденный, вымученный шаг, связанный с тем, что финансово-экономические позиции Турции стали очень сложными.
"Страна сама виновата в том, что таким своим шагом допустила сокращение объемов нашего взаимодействия в области торговли, экономики, туризма. И сейчас настолько сильно, по-видимому, давление на Эрдогана внутри страны, что он вынужден был в таком вымученном плане пойти на этот шаг. В принципе, если бы это отражало его натуру и готовность сотрудничать, он немедленно бы извинился в какие-то часы после произошедшего события, а не ждал в течение нескольких месяцев", - уверен Андрей Бакланов.
Что касается того, почему уходивший от извинений Эрдоган решил принести их именно сейчас и что за этим последует со стороны Москвы, эксперт предположил, что реакция должна быть достаточно комплексная и неоднозначная. "С одной стороны, мы удовлетворены, что сделан такой первый шаг в правильном направлении, но еще раз говорю, в какой мере это отражает желание и способность Турции перестроить свою позицию и отказаться от очень сложных и довольно укоренившихся негативных аспектов своей внутренней и вешней политики, сейчас сказать сложно. Зависит от Турции, может быть, даже будет зависеть от перемен, которые будут, в конце концов, в руководстве страны", - заключил Андрей Бакланов.