Что несет в себе "пакет Яровой" ?
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня Госдума РФ во втором и сразу в третьем, заключительном чтении приняла пакет антитеррористических законопроектов, которые были внесены в парламент депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.
Стоит отметить, что "антитеррористический пакет Яровой" еще на протяжении всего обсуждения в Госдуме вызывал бурные дискуссии в российском обществе.
Известно, что накануне заключительного голосования из текста были исключены нормы о лишении российского гражданства бипатридов за террористические преступления и работу на иностранные спецслужбы. Однако в тексте закона все же остались положения о хранении в РФ операторами связи информации о фактах соединений абонентов в течение трех лет, а самого контекста, включая видео - до шести месяцев.
Насколько принятые антитеррористические меры являются своевременными и помогут ли они защитить российских граждан от действий террористов, "Вестник Кавказа" поинтересовался у президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова и президента Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергея Гончарова.
По мнению Михаила Ремизова, антитеррористический пакет включает в себя меры, которые действительно являются оправданными с точки зрения глобальной угрозы терроризма, но в то же время принятые законы ужесточают наказания по антиэкстремистским статьям, что не является полноценным ответом на существующие проблемы.
"Например, наказывать терроризм не только в пределах российских границ, но и за их пределами. Это оказывается в доступе российской юрисдикции. Потом, ужесточение наказания собственно по террористическим статьям можно назвать правильным шагом", - отметил эксперт, добавив, что "закручивать гайки по антиэкстремистским статьям дальше представляется неоправданным, так как правоприменения по ним связаны с несовершенством законодательства и заведомой расплывчатостью формулировок, как в случае со статьей 282".
"Существенная часть активистов с некой протестной гражданской позицией, независимо от ее направленности, оказываются под мечом этой статьи. Закон ставит на одну доску просто несогласных и сторонников общественно опасных каких-то организованных преступных групп или идеологических групп, прежде всего - исламистов, что абсолютно неправильно", - считает Ремизов. По его мнению, для противодействия исламистской угрозе следует ужесточать наказание за религиозный экстремизм, но не криминализовать ваххабизм, так как это очень расплывчатое понятие. "Так или иначе, прикрываясь и пользуясь нарастанием исламистской угрозы, законодательство по всему периметру представляется абсолютно неоправданным, и последствия этого для общества будут неблагоприятными", - констатировал эксперт.
Комментируя решение Госдумы убрать из "пакета" статьи о лишении гражданства, Ремизов обратил внимание, что существует объективная проблема, связанная с тем, что делать с теми, кто возвращается из ДАИШ. "Сейчас в рамках этого комплекса поправок получается довольно существенная ответственность за участие в террористических организациях, что является полностью оправданной мерой", - резюмировал он.
В свою очередь Сергей Гончаров обратил внимание на тот факт, что принятым пакетом законов вводится такое понятие, как "международный терроризм", что позволит говорить о том, что те, кто действуют против российских граждан на территории других государств, будут привлечены к полной ответственности.
"Кроме того, мы снижаем порог с 16 до 14 лет для привлечения к уголовной ответственности тех молодых людей, которые участвуют в терроризме, каких-то взрывах, поджогах, свержениях власти и т.д. И самое главное - то, что на сегодняшний момент мы делаем так, чтобы те, кто финансирует эти террористические акты и помогает терроризму, несли не только административно-уголовную, но еще и большую финансовую нагрузку. Это все дает тот результат, который, конечно, мы ожидаем", - рассказал эксперт.
Комментируя тот факт, что в самый последний момент в "антитеррористический пакет" были внесены существенные изменения, Сергей Гончаров заявил, что в этом есть "определенный позитив". "Первое, мы не лишаем второго гражданства наших граждан, и еще тот вариант, что все-таки мы будем выпускать за границу тех граждан, которые имели проблемы с привлечением к терроризму. Так что я считаю, что закон будет принят, и он будет действовать", - выразил он уверенность.
Рассматривая вопрос необходимости появления нового антитеррористического законодательства в настоящий момент, Михаил Ремизов выразил мнение, что принятие "пакета" было "абсолютно несвоевременно", так как серьезные решения принимались в спешке.
"Сам стиль такой законодательной работы не заслуживает поддержки, тем более что там есть вопросы, связанные с некой экономической составляющей, я имею в виду цену этого хранения баз данных и информации для участников коммуникационного информационного рынка. Это все нужно считать, взвешивать, обсуждать, и спешка здесь абсолютно неуместна", - отметил он.
В свою очередь, Сергей Гончаров обратил внимание на то, что "Дума сегодня заканчивает свою работу, а также, проблема терроризма - это проблема номер один не только в России, но и во всем мире, поэтому принять сейчас "антитеррористический пакет" было актуально.
Отвечая на вопрос о возможных антитеррористических мерах, которые следовало бы разработать в России, Михаил Ремизов заявил, что они должны касаться вопроса гражданства. Так, "нужно уделить внимание когорте новых граждан и расширить возможности отзыва гражданства, обретенного не по рождению, а приобретенного в порядке натурализации, в том случае, если иммигранты, получившие российское гражданство, как-то связаны с религиозным экстремизмом и терроризмом", - выразил мнение эксперт. "Но все, что касается исламизма, чисто политического и идеологического, и соответствующих террористических практик, имеет смысл выводить в отдельные статьи, и по ним уже назначать наказание. Потому что ответ государства на угрозу должен быть селективным, избирательным. Необходимо избежать того, чтобы под предлогом этой угрозы начинали ужесточение по всем одинаково", - резюмировал он.
Сергей Гончаров в свою очередь заявил, что в России все меры, которые нужны, уже приняты, за исключением смертной казни, на которую в стране введен мораторий.