Вячеслав Михайлов: «Владимир Путин реанимировал процессы восстановления дружбы народов»
Читать на сайте Вестник Кавказа«Вестник Кавказа» побеседовал с заведующим кафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС, доктором исторических наук Вячеславом Михайловым об изменениях, которые произошли в сфере межнациональных отношений в России, и на Северном Кавказе в частности, за последние годы.
- Вячеслав Александрович, по вашему мнению, какие изменения в сфере отношений между народами произошли в России за последние 10 лет?
- Не хочу сглазить. Но тем не менее хочу сказать, что значительно улучшилась ситуация в сфере национальных отношений и на Кавказе, и в Москве, и в целом в России. Это удивительная вещь, ведь никто не может точно сформулировать почему, в чем причина. Почему такая ситуация?
Владимир Путин в определенной степени реанимировал некоторые действия в гуманитарной сфере, в сфере межнациональных отношений, которые были и в Царской России, и в Советском Союзе. Я сейчас точно не помню фамилии автора, но в одной газете была маленькая статья "Хочу опять в тюрьму на родине" про то, что по окончанию Кавказской войны царское правительство начало проводить удивительно логичную и очень эффективную национальную политику. С точки зрения религиозного плюрализма и в других формах. В конечном счете, это была дружба и между казаками, и местным населением, и другими.
Мы сегодня пытаемся компрометировать дружбу народов, что не было никакой дружбы, но действительно была. Была определенная политика, связанная с кинофильмами, литературой, произведениями искусства. Все было направлено на формирование единого общества - советский народ. И наш президент некоторые вещи реанимировал, самое главное, он фактически подвел нашу страну и наше общество к восстановлению связи времен. Ведь мы в 1917 году оборвали резко, откинули огромную империю. А потом постепенно перед войной началась позиция реанимации этих вещей, которые мы называем патриотизм, интернационализм.
Путин уловил эту позицию, что экономика очень важна, но мы многонациональная страна, и, конечно, рецидив распада Царской России и Советского Союза имел большие перспективы без изменения политики в этом плане. Народ это почувствовал – возвращение к традиционным ценностям.
- Если брать Северный Кавказ, как менялась ситуация в сфере межнациональных отношений в этом регионе?
- Историческая заслуга Владимира Путина, конечно, была связана с окончанием Чеченской войны, агрессивной и уже переросшей в терроризм. Это было еще не ИГИЛ, но почти ИГИЛ. Это были страшные вещи. Но, слава Богу, встретились два талантливых человека нашей эпохи - Ахмат Кадыров и Владимир Путин. Вы знаете, что Ахмат Кадыров фактически был идеологом дудаевского движения. Но дудаевское движение не начиналось как терроризм. Дудаевское движение - это была борьба за иную форму организации Чеченского государства. Но когда эта борьба начала перерастать фактически в террористическую борьбу, салафизм, ваххабизм, Ахмат Кадыров понял, что это угрожает в первую очередь его чеченскому народу. Он был патриотом своей страны, своего народа. И, слава Богу, они поняли друг друга.
Да, эта проблема еще не решена до конца, идет определенная фаза. Но, в целом, пошел тренд в направлении стабилизации и интеграции. Хотим мы признать или не хотим, но дудаевскому движению очень симпатизировали на Кавказе. И сам по себе Дудаев был человек неординарный. Конечно, эта стабилизация в центре Кавказа оказала свое положительное влияние.
- А что касается двух новых российских регионов – Крыма и Севастополя?
- Для меня, конечно, нет никаких дилемм относительно Крыма. Ясно, что Крым и Россия - это неразрывное целое, это дух народ, это Севастополь, это все, что мы понимаем. И трагедия. Я четверть века работал и в западных областях Украины, и в восточных областях Украины. Я всегда говорю своим друзьям: вы, Украина, получили эту жемчужину, Крым и Севастополь, почему вы не смогли ее удержать? Вы относились к этому региону и к этому народу как к пасынкам. Но случилось таким образом, что народ поднялся. И воссоединение с Россией стало очень мощным стабилизатором, в том числе стабилизацией и с точки зрения укрепления единства внутри российского государства.