Армения: налоговая система как удавка для общества
Читать на сайте Вестник КавказаВ Армении набирают силу протестные настроения предпринимателей, политиков и экспертов, вызванные рядом положений проекта нового Налогового кодекса (НК). 15 июня парламент 68 голосами "за" при 21-м "против" и 18 воздержавшихся принял проект НК в первом чтении. Окончательное принятие НК планируется в сентябре текущего года. НК вступит в силу в 2018 году. Результаты голосования свидетельствуют о спорности законопроекта, одобренного лишь парламентским большинством в лице правящей Республиканской партии Армении. Даже коалиционная АРФ "Дашнакцутюн" приняла решение воздержаться при голосовании. По словам главы фракции АРФД Армена Рустамяна, у фракции есть серьезная озабоченность по поводу принятия проекта в его нынешнем виде.
Сегодня некоторые эксперты выражают удивление практически реактивными темпами принятия парламентом довольно объемного документа. Такое несоответствие темпов изучения и принятия НК серьезности, сложности и объему этого документа, по мнению главы Армянского объединения малого предпринимательства Степана Асланяна, свидетельствует о том, что многие депутаты выполняют чей-то заказ. В этом плане показательно заявление председателя постоянной комиссии парламента по экономическим вопросам Вардана Айвазяна, который предложил принять проект в первом чтении, а уже потом перейти к обсуждению предложений депутатов.
По словам заместителя председателя Комитета государственных доходов Вахтанга Мирумяна, законопроект призван обеспечить длительный рост экономики, стабильность и предсказуемость бизнеса, либерализацию НДС и налога на прибыль и пр. С целью стабилизации бюджетных доходов пересмотрены акцизные ставки на сигареты, алкоголь, некоторые виды топлива. Важное значение в проекте уделено вопросам налоговой дисциплины и прозрачности работы налоговой системы.
Однако оппозиционные политики, экономисты, а главное представители малого и среднего бизнеса (МСБ) полагают, что за внешним лоском законопроекта скрыты многочисленные механизмы давления на бизнесменов, применение которых крайне негативно скажется на развитии МСБ, а то и просто приведет к прекращению деятельности многих объектов и предприятий МСБ. Некоторые эксперты уже окрестили МСБ заложником налогового поля Армении.
Экономисты и предприниматели обеспокоены тем, что в законопроекте понижен порог налога с оборота со 115 млн драмов (1 доллар равен 475 драмам) до 40 млн, что, по их мнению, приведет к росту и без того большого налогового прессинга на МСБ. По словам оппозиционного депутата Гранта Багратяна, по новому НК, по меньшей мере, на 90 миллиардов драмов увеличится налоговое бремя налогоплательщиков. Ожидаемое через несколько лет повышение акцизов на ряд товаров ударит не только по гражданам, большинство из которых находится в крайне тяжелом социальном положении, но и по предпринимателям, которые столкнуться с проблемой неконкурентоспособности произведенных ими товаров.
По оценке доктора экономических наук Вардана Бостанджяна, принятие нового НК в условиях неразвитой бизнес среды может привести к дестабилизации экономики, повышению и без того высокого уровня бедности населения и в итоге к социальным протестам: "Новый Налоговый кодекс Армении – это давление, в условиях которого хозяйствующие субъекты потеряют интерес к своей деятельности. К сожалению, наше правительство действует крайне иррационально, и гражданам страны систематически приходится затягивать потуже пояса. Создается впечатление, что есть намерение с помощью нового НК опустошить страну".
Аналогичное мнение высказал лидер Объединенной трудовой партии Гурген Арсенян. "Экономика Армении голосует ногами. Страну покинула лучшая часть предпринимателей, которая отправилась в другие страны и создает там блага", - заявил Арсенян, который считает, что политическое большинство осуществляет программу извне - как добиться того, чтобы окончательно похоронить экономику Армении и опустошить страну.
Против нового НК выступает подавляющее большинство различных организаций, действующих в сфере бизнеса: Торговая палата Америки в Армении, Союз банков Армении, Ассоциация предприятий сферы информационных технологий, Союз работодателей в сфере информационно-коммуникационных технологий, Союз строителей, Ассоциация европейского бизнеса, Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса и др. Представители деловой среды выражают надежду на то, что до принятия проекта во втором чтении власти учтут их критические замечания. Между тем, некоторые из них не исключают того, что в случае дальнейшего продвижения законопроекта в том виде, в котором он был принят в первом чтении, они могут продолжить борьбу за свои права на улице. Насколько планируемые акции протеста окажутся успешными, говорить еще рано. Однако все предыдущие аналогичные попытки приводили лишь к временному эффекту. Власть через подконтрольный ей парламент, как правило, всегда проводит нужные ей законы. Иное дело, насколько выгодно власти продавливать столь непопулярный законопроект накануне выборов в парламент?
За более чем 15 лет в Армении, несмотря на многочисленные обещания власти, так и не было проведено ни одной реформы, которая могла бы как-то способствовать прогрессу, в том числе и в экономике. Более того, это были годы крайне неэффективного использования ресурсов, в том числе и людских. Возможно, что именно эти факторы легли в основу политики властей, направленной на превращение налоговой системы, которая является лишь производной от экономики, в доминантный элемент экономики. Благодаря отсутствию каких-либо мер по обеспечению развития и прогресса и благодаря этой доминанте, желательная для каждой страны проблема централизации финансовых ресурсов превратилась в удавку для хозяйствующих субъектов и общества в целом.