Китай заинтересовался ЕАЭС?

Читать на сайте Вестник Кавказа

В ближайшее время Китай и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) могут начать переговоры по соглашению о сотрудничестве. Об этом сегодня сообщил посол РФ в КНР Андрей Денисов.

Напомним, что в мае 2015 года в рамках поездки председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, лидеры России и Китая подписали соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути.

При этом дипломат подчеркнул, что взаимодействие в этой области выстраивается на двух этажах. "Первый - коллективный этаж - взаимодействие ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии с Китаем", - цитирует его РИА Новости.

"Здесь идет речь об ожидаемом начале переговоров между сторонами по соглашению о партнерстве. Это традиционная нормативная база, существующая везде в мире, где речь идет о каких-то механизмах облегчения условий торговли", - поведал Андрей Денисов, добавив, что за последний год для этого было много сделано: прошли встречи на экспертном уровне.

По его словам, для любого сотрудничества необходимо создать институциональные нормативные рамки. "Вот взаимодействие Китая и Евразийской экономической комиссии (орган ЕАЭС) как раз и создаёт такие рамки", - резюмировал Денисов.

Директор Института ЕАЭС, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Владимир Лепехин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что страны ЕАЭС уже давно ведут переговоры с Китаем и даже обсуждают конкретные проекты – например, все, что связано с транспортными проектами Китая, которые напрямую касаются всех стран-членов ЕАЭС, за исключением Армении.

"Чем Китай интересен? Во-первых, глобальный проект в Китае на ближайшие несколько десятилетий – это формирование Великого Шелкового пути, разными маршрутами, в том числе северным, который должен пройти через Казахстан, затронуть Киргизию, Россию и Белоруссию. Соответственно прокладка этого маршрута связана с развитием зоны на территории, по которой будет проложен этот путь. То есть сопутствующие дороги, обслуживание и так далее. Это глобальный проект, в котором заинтересованы все страны ЕАЭС. Второе направление – опять же транспортные системы, которые связаны не с проектом "Великий шелковый путь", но, тем не менее, с развитием инфраструктуры. Китай, который в последнее время наращивает усилия по строительству, например, разного рода высокоскоростных магистралей, очень интересен России и Казахстану, в частности как субъект экономический, который мог бы поучаствовать в строительстве высокоскоростных магистралей на вот этих обширных пространствах России и Казахстана. Третье - у каждой страны ЕАЭС есть свои отношения с Китаем. Например, у России масса соглашений заключено с Китаем по поставкам энергоносителей: такие, как проект "Сила Сибири" или участие Китая в развитии производства сжиженного газа на Ямале, где он является совладельцем крупнейшего в России, может быть единственного сегодня предприятия по сжижению газа. Соответственно Китай как потребитель ресурсов, российских и казахстанских прежде всего, конечно заинтересован в этом, но Россия понимает, что в условиях, когда ее блокируют на Западе, она заинтересована в Китае - в том, чтобы он был потребителем наших углеводородов", - рассказал эксперт.

"Соответственно в силу разворачивающегося геополитического противостояния, той демонистской политики, которую ведет Запад, понятно, что Россия заинтересована в технологическом сотрудничестве с такими крупнейшими державами, как Индия, Китай, и в том числе по линии БРИКС, например. И чтобы это сотрудничество происходило не только на двухстороннем уровне, но и на уровне блоков. Например, ключевое и самое перспективное направление для интеграционного развития и взаимодействия России и Китая – это взаимодействие по линии Евразийский экономический союз и ШОС, где Китай играет решающую роль. И в зависимости от того, как сложится взаимодействие ЕАЭС и ШОС, зависит развитие, экономическое развитие в первую очередь, всего Евразийского пространства, которое фактически является некой альтернативой той гегемонистской политике американцев, которые пытаются выстроить управляемые блоки, транстихоокеанский блок свободной торговли, трансатлантический блок свободной торговли. Ну, соответственно, Россия и Китай, точнее - ЕАЭС и ШОС, заинтересованы в том, чтобы выстроить такое же партнерство или зону свободной торговли на евразийском пространстве с участием крупнейших держав региона – России, Китая, Индии, Ирана, Казахстана и так далее", - пояснил директор Института ЕАЭС.

На вопрос, нет ли угрозы рынку ЕАЭС, что его заполнят более дешевые китайские товары, эксперт предположил, что такая угроза существует всегда.

"Но для чего ЕАЭС согласовывает свои интересы? Чтобы именно на уровне взаимодействия стран-членов ЕАЭС и выяснить эти национальные интересы, интересы национальных рынков. Поэтому, например, Россия в рамках ЕАЭС приобретает опыт взаимодействия и решения, скажем так, спорных вопросов с Казахстаном, Белоруссией по различным группам товаров. Это первый этап для сотрудничества в дальнейшем с Китаем, где тоже страны-члены ЕАЭС, уже имея опыт продвижения своих национальных интересов, конечно, не будут бездумно открывать рынок для китайских товаров. Это будет на уровне взаимной выгоды, путем подписания разного рода договоров, соответственно - этот процесс будет регулироваться в каком-то взаимовыгодном режиме", - заключил Владимир Лепехин.