Карабахская встреча на Неве: выбор между миром и войной

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вторая в этом году встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна состоится уже в следующий понедельник в Санкт-Петербурге при личном посредничестве президента России Владимира Путина, официальные сведения об этом сообщили накануне в Кремле. Чего можно ждать от этой встречи с точки зрения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и каковы ее возможные последствия, "Вестнику Кавказа" рассказали политологи Сергей Марков, Расим Мусабеков и Александр Искандарян.

Директор Института политических исследований Сергей Марков по-прежнему ожидает продолжения переговоров по "казанской формуле" урегулирования конфликта, разработанной в 2011 году при посредничестве президента России Дмитрия Медведева. "Очевидно, будет обсуждаться, прежде всего, вопрос того, насколько стороны готовы подписать договоренности по "казанской формуле" о передаче Арменией Азербайджану пяти или шести оккупированных районов вокруг Карабаха, начале переговоров о статусе Карабаха, вводе демилитаризованной зоны в этом регионе и предоставлении Армении так называемого Лачинского коридора в Карабах. Предмет переговоров ясен - не ясно, насколько готовы обе стороны к тому, чтобы согласиться на это. Подписание "казанской формулы" стало бы историческим прорывом в урегулировании конфликта, и сейчас возникли отличные возможности для этого", - обратил внимание он.

Если в Петербурге документ и не будет подписан, то стороны смогут хотя бы договориться по ключевым вопросам, тем более что России удалось заинтересовать Баку и Ереван своими предложениями. "Произошло это по той простой причине, что только Россия имеет возможность быть объективным посредником. Ни США, ни Евросоюз не могут быть реальными эффективными посредниками в этом конфликте. Евросоюз занят внутренними проблемами, США - выборами. Плюс мы видим, что США везде, где появляются в последние 25 лет, оставляют за собой хаос и разруху. Вряд ли Азербайджан и Армения хотят повторить судьбу Сирии, Ливии, Ирака и Афганистана, а также Украины", - считает Сергей Марков.

Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков ожидает, что главным итогом петербургской встречи станет определение, чего ждать двум странам, вовлеченным в конфликт - мира или войны. "Хотя все сейчас говорят, что военный путь неприемлем и надо искать мирные пути, никаких практических действий все еще не было предпринято. Реальность заключается в том, что время вывода армянских оккупационных сил с азербайджанской территории вышло - и либо Армения начинает, осознавая это, брать на себя обязательства по деоккупации районов Азербайджана (понятно, что это требует определенных ответных шагов с азербайджанской стороны), либо она выбирает войну, продолжая претендовать на попытки выкроить еще одно так называемое "армянское государство" из территории АР. Напомню, что, несмотря на майскую встречу в Вене, ни Азербайджан не отвел свою технику от линии соприкосновения, ни Армения. Ситуация достаточно зыбкая", - подчеркнул он.

Эксперт вновь обратил внимание, что позиция Азербайджана базируется на нормах международного права. "Ни одно азербайджанское требование не выходит за рамки международного права. Азербайджан не оккупирует армянские территории. Азербайджан не предъявляет территориальных претензий к Армении. Азербайджан требует выполнения четырех резолюций Совета Безопасности ООН. Я думаю, что Россия использует свое влияние для того, чтобы от непомерных требований Еревана можно было перейти к конкретным действиям по урегулированию конфликта. Если Армения хочет мира - она должна вывести свои оккупационные войска с азербайджанских территорий", - указал Расим Мусабеков.
 
Директор Института Кавказа Александр Искандарян в качестве позитивных ожиданий назвал само событие. "Факт встречи - это уже неплохо, особенно если встреча пройдет в прямом режиме, когда президенты будут говорить друг с другом лично, а не только через посредников. Если же будет подтверждена готовность к дальнейшим попыткам взаимодействия, это еще лучше. Таким образом, от встречи стоит ожидать попытки реанимации процесса взаимодействия сторон конфликта между собой", - полагает он.

По его оценке, конфликт сейчас находится не в той стадии, когда можно было бы перейти к конкретным шагам по его урегулированию с обеих сторон. "Сейчас речь идет лишь о попытке перевода конфликта хотя бы в какой-то степени, условно говоря, с поля боя за стол переговоров. Боюсь, урегулирования сейчас ожидать было бы не очень реалистично. Не жду никаких серьезных подвижек в процессе урегулирования, как минимум, в кратко- и среднесрочной перспективе. Прогнозировать какие-то резкие изменения вряд ли можно", - заключил Александр Искандарян.