Удо Штайнбах: «Для разрешения нагорно-карабахского конфликта необходим консенсус интересов пяти сторон»
Читать на сайте Вестник КавказаВ Берлине прошла конференция, посвященная нагорно-карабахскому урегулированию. Многие западные эксперты полагают, что на развитие конфликта и на ход переговоров по его разрешению непосредственно влияют российско-турецкие отношения. Свою точку зрения на ситуацию между Россией и Турцией на мероприятии выразил профессор Удо Штайнбах, исламовед, один из ведущих немецких специалистов по Ближнему Востоку, эксперт по вопросам Ближнего Востока и Северной Африки Школы Управления Гумбольдт-Виадрина в Берлине:
«В последние годы, вплоть до инцидента со сбитым российским самолетом, контакты между двумя историческими соперниками - Россией и Турцией - развивались по восходящей, особенно, в экономической сфере. Однако то, что отношения между двумя державами накалятся, было ясно еще в 2008 году после российско-грузинской войны. В Анкаре были шокированы тем, что не смогли предотвратить этих действий России. При этом не стоит забывать, что в Турции сильны позиции абхазских, черкесских и чеченских нацменьшинств, являющихся важным политическим фактором в Анкаре. Еще большим ударом для Турции стало присоединение Россией Крыма. Турция должна была просто наблюдать со стороны за этими событиями, коснувшимися и крымских татар. Я думаю, это было спусковым механизмом для возвращения на геополитическую сцену застарелого исторического конфликта в черноморском регионе. Наконец, противоречия между Турцией и Россией обостряются и конфликтом в Сирии, где Анкара и Москва преследуют диаметрально противоположные интересы. И с уничтожением российского самолета в Сирии были сорваны уже все маски в отношениях между Россией, вновь артикулирующей свои интересы по всему миру, и Турцией, вспомнившей об исторических османских амбициях.
Без разрядки этого конфликта между Россией и Турцией, имеющего историческую подоплеку, говорить о политическом разрешении конфликтов на Кавказе не приходится. Россия должна чувствовать, что ее стратегические интересы в регионе будут в будущем обеспечиваться. Турция же должна получить сигнал, что российские интересы в регионе не будут реализовываться за счет турецких. Необходимо понимать и страхи турецкой стороны по поводу того, что Босфор и Дарданеллы попадут под чужой контроль.
Европейская политика соседства также крайне болезненно воспринимается в Москве. Экономическое расширение ЕС на восток Москва рассматривает также и в политической плоскости - и последнее, что хотели бы видеть в Кремле, это ЕС и НАТО у своих границ, в особенности, после известного расширения НАТО на восток.
Для разрешения нагорно-карабахского конфликта необходим консенсус интересов, как минимум, пяти сторон - Азербайджана и Армении, России, Турции и ЕС. Каждая из сторон должна при этом иметь ощущение, что ее интересы не нарушены. И привести этот «пятиугольник» к общему знаменателю - основной вызов на пути разрешения конфликта»