Памятник армянскому Гитлеру

Читать на сайте Вестник Кавказа

В конце мая в Ереване состоялось открытие памятника Гарегину Нжде, который в годы Великой Отечественной Войны являлся коллаборационистом и активно сотрудничал с военным руководством фашистской Германии. Тогда официальная Москва, экспертное сообщество и СМИ никак не отреагировали на столь возмутительное событие. «Вестник Кавказа» стал первым российским информационным агентством, обратившим внимание на открытую героизацию нацистского преступника, в то время, как некоторые СМИ, что называется, спрятали голову в песок, предпочитая не обращать внимания на столь вопиющий факт.

«Вестник Кавказа» выступил с призывом ко всему российскому обществу бить в набат и не отворачиваться от столь серьезной проблемы, как героизация любого проявления фашизма и экстремизма, даже и тем более если это происходит в стране, которая является стратегическим партнером России. (См. Разве союзникам России можно героизировать нацистов?) И мы рады, что наконец-то наш голос был услышан. «Вестник Кавказа» представляет статью портала «Русская планета», в которой рассказывается о том, что Госдума РФ также обратила внимание на данную проблему.

Депутат Государственной думы Максим Шингаркин (ЛДПР) подготовил запрос (имеется в распоряжении РП) на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова с просьбой применить дипломатические меры в отношении руководства Республики Армения и напомнить о недопустимости героизации пособников нацистов. Поводом стало торжественное открытие памятника коллаборационисту, пособнику Гитлера Гарегину Нжде в Ереване. Ранее его именем были названы площадь и станция метро.

«Такие процессы, как установка памятника коллаборационистам — пособникам Гитлера, напоминают украинские. Там, как вы помните, тоже начиналось с героизации палачей ОУН — УПА. Тем более странно наблюдать эти процессы в дружеской, братской Армении, где силен интернационализм; в стране, которая дала блестящего маршала Баграмяна, чей полководческий талант внес большой вклад в дело Победы. К сожалению, нацизм поднимает голову во многих бывших советских республиках, а последствия заигрывания с радикальным национализмом могут оказаться очень серьезными», — пояснил РП Максим Шингаркин.

Парламентарий также отметил, что Армения добивается мирового признания геноцида армянского народа, жертвами которого стали до 1,5 млн человек, а нацистов и их пособников осудили на Нюрнбергском процессе в том числе за геноцид. По мнению Шингаркина, нужно осторожнее подходить к выбору национальных героев, тем более таких, которые запятнали себя сотрудничеством с военно-политическим руководством Третьего рейха.

Напомним, 28 мая, в День первой республики в центре Еревана состоялась официальная церемония открытия памятника Гарегину Нжде, одному из основоположников цехакронизма — националистической идеологии. Целью цехакронизма является объединение армянского народа на всей территории его исторической родины в рамках единого армянского государства. В Армении Нжде называют героем национально-освободительного движения начала XX века. Все бы ничего, но Нжде активно сотрудничал с СС в годы Великой Отечественной войны.

Известно, что во время Второй мировой Нжде состоял в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов на платформе поддержки Германии и ее вооруженных сил в качестве освободителей Кавказа от «советской оккупации». В 1942 году он сформировал из пленных армян-красноармейцев части в составе вермахта. 15 декабря 1942 года Гарегин Нжде стал одним из семи членов учрежденного немцами Армянского национального совета. Как сообщают историки, созданные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Нжде принимали активное участие в операциях по захвату Крыма и наступлении на Кавказ.

В создании печально известного «армянского легиона» ему помогал Драстамат Канаян, известный под именем генерала Дро. Как указывал в своих работах австрийский историк Эрик Файгл, в декабре 1942 года Дро нанес визит Гиммлеру. «У Дро была практика и опыт убивать, не испытывая никаких угрызений совести, — на Гиммлера это производило очень сильное впечатление, — указывает Файгл. — Ни Дро, ни Гиммлера не беспокоило, что они и сами посылали людей на гибель. Около 30 тысяч армян откликнулись на призыв Дро и присоединились к нацистам». Тем не менее сегодня в Армении, считающейся близкой союзницей России, создан масштабный культ генерала Дро и Нжде.

В конце войны Гарегин Нжде был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке. C Лубянки в 1946 году он был переведен в ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре, и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания. 24 апреля 1948 года Особое совещание при МГБ приговорило его к 25 годам тюремного заключения.

«Сложно себе представить, но Россия никак не отреагировала на установку памятника нацистскому прихвостню. А учитывая тотальную зависимость Армении от России, достаточно было одного звонка Лаврова президенту Армении. Вспомнил, как рассказывали армянские друзья о постоянной работе, которую проводит посольство США в Ереване, привлекая молодежь буквально колой и печеньками. Россия же не смогла выделить триста (!) долларов в месяц, дабы поддержать единственный в Ереване магазин русской книги. Магазин вынужден был закрыться... Что сказать о наших "кремлевских и смоленско-сенных мудрецах"? Только бессмертные слова Лаврова», — отметил в беседе с РП президент фонда «Патриот» Владимир Федоров.

По словам заведующего научным сектором Российского военно-исторического общества Юрия Никифорова, сегодня поставить Гарегину Нжде памятник — значит реабилитировать его в глазах общественного мнения. На первый взгляд кажется, что коллаборационисты руководствовались какими-то представлениями о благе родной Армении, но на самом деле это то, что у верующих людей называется сделкой с дьяволом. А с ним играть бесполезно — все равно обманет.

«Совершенно очевидно, что, реабилитируя коллаборационистов в глазах тех или иных народов, можно зайти очень далеко. Если так посмотреть, почему памятник можно ставить только Гарегину Нжде, давайте тогда всем поставим, всей линейке, начиная от рядовых участников коллаборационного движения и заканчивая его предводителями. А ее же можно продлить до бесконечности… Дальше мы начнем ставить памятники просто фашистским диктаторам. А кто они, они просто такие же коллаборационисты, которые лучшего, чем прогнуться под Гитлера и начать воевать вместе с ним, не нашли. Я уверен, что армянский народ в массе своей никогда не предаст память об общей победе над фашизмом, о нашей дружбе, о нашем совместном строительстве огромной великой державы», — резюмирует Никифоров.