Кудрин и Титов поборются за будущее российской экономики
Читать на сайте Вестник КавказаНа предстоящем 25 мая заседании президиума Экономического совета президенту России Владимиру Путину будут представлены два проекта дальнейшего развития экономики страны.
Автором первого из них является бывший глава Минфина Алексей Кудрин. По его мнению, на сегодняшний день у России нет ресурсов для "гонки" за экономическим ростом. Максимумом, которого можно добиться по мнению экс-министра, является выход на стабильный рост ВВП в 1%. При этом Алексей Кудрин настаивает на необходимости проведения институциональных реформ (судебной и правоохранительной систем), снижения дефицита до 1% ВВП и инфляции до 4%. В случае начала реализации этих мер в следующем году выход на высокие темпы роста экономики, по мнению бывшего главы Минфина, станет возможен уже через 3-5 лет, сообщает РБК со ссылкой на "Ведомости".
Второй проект носит название "Экономика роста" и принадлежит бизнес-омбудсмену Борису Титову. Он и его помощники выступают за переход от "ограничительной" к "стимулирующей" денежно-промышленной политике - "политике, обеспечивающей опережающее предложение доступного, под низкую ставку, кредита, прежде всего долгосрочного, под рост производства и для инвестиционного развития", гласит текст их концепции. Авторы этой программы призывают реализовать "российский вариант умеренно-мягкой денежно-кредитной политики (политики "количественного смягчения"), направленной на рефинансирование ЦБ кредитов коммерческих банков и институтов развития". Помимо этого авторы предлагают выход малого бизнеса "из тени", "технологическое обновление", "новую индустриализацию", налоговую реформу, стимулирующую экономический рост, ослабление контроля и надзора и прочие рецепты ускоренного развития. Все это, по мнению Титова, позволит в течение десяти лет увеличить долю инвестиций в ВВП с нынешних 18 до 30%, долю занятых в малом и среднем бизнесе - до 60%, показатель корпоративного кредитования банковским сектором - до 150% от ВВП (сейчас - менее 50%). При этом процентную ставку по коммерческим кредитам планируется обеспечить на уровне не выше 3-5%. Инфляция, соответственно, будет не превышать 3%.
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин, полный перечень деталей обеих программ пока отсутствует в общем доступе, однако то, что было заявлено публично, вызывает ряд вопросов. В частности, он обратил внимание на то, что в российской истории еще не было периода, когда рост был обеспечен только государственными финансовыми ресурсами или активными реформами без влияния лишь благоприятных факторов, например внешней конъюнктуры.
"Речь идет о росте, который должен базироваться не на дополнительных ресурсах в сфере сырья – и в России такого еще не было. У нас были реформы начала 2000-х, развивавшиеся на фоне улучшающейся внешней конъюнктуры вплоть до 2008 года, причем с середины десятилетия возможно вклад от конъюнктуры перевешивал все позитивные эффекты произведенных реформ – благодаря чему и наблюдался бурный динамичный рост. Опыта устойчивого наращивания трудовых темпов роста, связанных с реформами и производительностью, пока не было. Поэтому в предложенную Титовым программу мне пока не верится", - признался экономист.
Важнейшим моментом, обратил внимание Надоршин, является определение целей, на которых и будет строиться долгосрочная стратегия. "Озвученные показатели программ как Титова, так и Кудрина являются результатом производимых действий, но не той общественно значимой целью, которую мы стремимся достичь. В первую очередь необходимо определить, что нужно российскому обществу от экономики, так как оба подхода возможны и в них нет однозначных противоречий: и там, и там предлагаются реформы и изменения в обществе. Различие лишь в том, какова монетарная и фискальная политика: стимулирующая или сдерживающая– но это акценты, а не кардинальные расхождения", - полагает эксперт.
Главный экономист "ПФ Капитал" указал на проблемность и стимулирующей, и сдерживающей монетарной политики. "Я бы предпочел фискальное стимулирование, ярко выраженные институты развития, которые работали бы в русле долгосрочной стратегии развития экономики России с целями, задачами и ориентирами, выбранными и одобренными обществом, а не государством. Хотят ли 60% людей работать в малом бизнесе? Судя по опросам, не хотят, а значит, не пойдут туда. Проблема в том, что никто в обществе не будет стремиться достичь целей, которые обозначены в программе господина Титова. У нас давно не получают знания как инвестиции в человеческий капитал, очень малая доля людей этим занимается, и если омбудсмен хочет, чтобы с экономикой знаний было связано 30%, нужно изменить подходы к получению знаний, изменить образование. Вопрос опять же хотят ли граждане это делать. В итоге, мы не обсуждаем меры по существу, программы посвящены не им", - отметил он.
"То же самое с программой Кудрина. Консолидация, скорее всего, будет невозможна по той причине, что у нас есть геополитические задачи, под которые нужны ресурсы, и я сомневаюсь, что мы будем готовы консолидировать бюджет до такой степени. Сама по себе установка, почему нам нужен низкий уровень долга, а не средний, не имеет смысла, она не преследует никакой цели. В целом, у меня основной вопрос к этим программам: почему авторы решили, что их меры что-то решают и кому-то нужны в российском обществе? На это нет ни общественного запроса, ни государственного запроса, на реализацию нужно выделять управленческий ресурс, который сейчас в дефиците, а в случае программы Титова – оперативный денежный ресурс. С денежным ресурсом катастрофических проблем нет, но нет желания его выделять, его резервируют под другие цели. Суммируя, ни одна из этих программ реализовываться не будет, так как на управленческом уровне они требуют таких ресурсов, которые сейчас на экономику никто выделять не готов, а запроса на реализацию нет, так как в них отсутствуют общественно значимые и понятные цели, задачи и результаты", - заключил Евгений Надоршин.
С Надоршиным частично не согласился глава Ассоциации региональных банков и председатель Комитета Госдумы по экономической политике России Анатолий Аксаков, подчеркнув, что государство должно более активно участвовать в модернизации российской экономики. При этом он поддержал ряд предложений Алексей Кудрина. "У него есть здравое предложение, касающееся развития судебной системы, защиты прав и прав собственности, а также положение о необходимости низкой инфляции для того, чтобы бизнес активнее участвовал в экономическом процессе. Но при этом он принижает роль государства в модернизационных процессах, так как оно должно активно поддерживать на основе частно-государственного партнерства крупнейшие проекты, которые могут стать локомотивами экономического развития страны и снятия инфраструктурных ограничений для развития бизнеса", - пояснил он.
Что касается программы Бориса Титова, то ранее со сходными предложениями уже выступали эксперты "Справедливой России", в том числе сам Аксаков. "В частности, речь о более активной роли ЦБ в финансовой поддержке экономического роста. ЦБ уже делает шаги в этом направлении, финансируя проекты и кредитуя малые и средние бизнесы под 6,5%, но этого недостаточно, необходимо выработать механизмы эффективного использования средств ЦБ для поддержки экономики. Как раз этого не хватает у Бориса Титова: учета рисков, связанных с кредитованием проектов и механизмов защиты от рисков, анализа и контроля за средствами, которые выделены на финансирование проектов. Без них возможно разрушение валютного рынка и инфляционные последствия", - предупредил депутат.
"Должна быть системная работа, предусматривающая, прежде всего, задействование рыночных, а не административных инструментов для того, чтобы поддерживать экономический рост. Это и снижение ключевой ставки, и создание благоприятных условий для того, чтобы бизнес не имел проблем с реализацией проектов из-за различных барьеров. Судебная система должна быть эффективной и защищать права бизнеса. Должны быть институты развития, эффективно работающие на проекты, а не на создание непрофильных активов на своих балансах. В конце концов, нужна мощнейшая система контроля за движением государственных средств и ответственность за нецелевое их использование", - перечислил необходимые меры Анатолий Аксаков.