Искандарян и Маркаров: ключевой итог встречи в Вене – продолжение переговоров по Карабаху
Читать на сайте Вестник КавказаВажнейшим итогом прошедшей в Вене в при участии глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ встречи президентов Азербайджана и Армении по нагорно-карабахскому урегулированию стало совместное заявление Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна о приверженности мирному разрешению проблемы Карабаха, заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" директор Института Кавказа Александр Искандарян и директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров, подводя итоги встречи.
Так, Искандарян в качестве основного результата переговоров назвал само возобновление политического процесса. "Это основное достижение встречи в Вене - реанимация переговорного процесса, само ее проведение. Заявления о том, что переговоры будут продолжаться, будет некий следующий этап, тоже серьезны, так как показывают, что восстанавливается политический формат попыток урегулирования конфликта. Что касается договоренностей об установлении мер доверия и расширения группы мониторинга, посмотрим, насколько они будут исполняться. Если эти решения будут исполнены, то внесут вклад в то, что политический процесс будет, по крайней мере, восстанавливаться как один из невоенных форматов взаимодействия сторон, что вообще-то полезно", - пояснил он.
Маркаров насчитал четыре ключевых аспекта прошедшей в Вене встречи. "Первый аспект - подтверждение президентами приверженности мирному урегулированию карабахской проблемы. Второй аспект - было поддержано предложение армянской стороны о создании конкретных механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения, и выработка данных механизмов станет, по всей вероятности, одним из тех элементов, которые будут рассмотрены в ходе следующей возможной встречи, которая намечена на июнь. Третий аспект - усиление мониторинговой миссии ОБСЕ, которая также будет направлена если не на урегулирование, то, по крайней мере, на уменьшение напряженности. Четвертый аспект - стороны еще раз обратили внимание на договор 1994-1995 годов", - перечислил он.
В то же время, отметил Александр Искандарян, весь этот позитив не поможет прекратить стрельбу в зоне конфликта. "Режим прекращения огня не исполнялся практически никогда, начиная с самого начала в 1994 году. Ожидать, что сейчас он сохранится и перестанут стрелять, исчезнут провокации и так далее, я не могу. Я был бы рад, конечно, ошибиться, но мне кажется, что время от времени перестрелки на границе будут возникать. Причем я имею в виду и границу Нагорно-Карабахской республики [непризнанного самопровозглашенного сепаратистского образования на оккупированных азербайджанских территориях - прим. ред.] и Азербайджана, и границу Армении и Азербайджана. К сожалению, это реальность нынешнего этапа развития конфликта, того, что существует последний несколько лет. Если удастся при помощи политических форматов это насилие каким-то образом купировать, и определенные меры приведут к его уменьшению, это будет некоторый успех", - подчеркнул эксперт.
И в связи с этим важно наладить непрерывный диалог, призвал Александр Маркаров. "Переговорный процесс уже очень долгое время имеет место, но все еще необходимо найти тот модус, который позволит обеим сторонам в рамках взаимных возможных выходов либо уступок прийти к тому соглашению, которое будет устраивать всех, либо продолжать переговорный процесс в рамках тех предложений, которые на сегодняшний день имеются. Понятно, что у сторон диаметрально противоположные позиции: с одной стороны, признание права нации на самоопределение, с другой стороны, вопрос о границах азербайджанского государства. Есть возможности решать данную проблему с учетом не только данных принципов, но и тех принципов, которые обсуждали страны", - указал он.
Александр Искандарян, в свою очередь, признал, что даже такой диалог будет очень долгим. "Я не думаю, что переговоры могут привести к каким-то прорывам и резким изменениям, тем более к урегулированию в целом. Мировой опыт показывает, что конфликты, в которых есть взаимодействие между сторонами, развиваются по той же логике, как и конфликты, в которых взаимодействия нет совсем. Если будет продолжаться переговорный процесс и стороны будут декларировать, что они готовы решать проблемы не с автоматом в руках или с пушкой, а за столом переговоров, это и станет тем достижением, которое, как минимум, на ближайшие годы максимально возможно", - оценил директор Института Кавказа.
Продолжая свою мысль, он призвал менее критически относиться к возможностям международных посредников в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Я не отношусь к людям, которые ругают посредником или считают, что посредники могут вместо армян и азербайджанцев решить конфликт. Сопротивление урегулированию идет изнутри региона, и если воли к урегулированию нет, то в таком случае посредники заменить ни армян, ни азербайджанцев просто не могут. Требовать от посредников этого, мне кажется, не реалистично. Посредники работают достаточно всерьез, я имею в виду всех трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ, они не хотят войны, желая, как минимум, поддержания той ситуации, которая есть и попыток продолжения решения конфликта мирными средствами. У них очень часто не хватает инструментов, и это понятно, ведь ключи от урегулирования конфликта, все-таки, находятся в Ереване, Степанакерте [армянское название Ханкенди, ныне "столицы" самопровозглашенной "НКР" - прим. ред.] и Баку, а не где бы то ни было еще", - подчеркнул политолог.
"После апрельской эскалации ситуация менялась в сторону роста рисков, а после встречи в Вене появилась надежда на снижение планки рисков. Получится это или нет, пока не знаю, но попытка сделана, посмотрим, как это будет работать", - заключил Александр Искандарян.
"Если стороны будут проявлять политическую волю, желание и способность если не к разрешению конфликтов, то к пошаговому решению тех проблем, которые стоят между ними, то можно говорить о том, что переговорный процесс наполнится определенным содержанием, а не будет профанацией. В целом, в краткосрочной перспективе, ситуация не изменится, однако есть предположение, что при сохранении подобного рода напряженности переговорный процесс будет направлен на ее постепенное сокращение и уменьшение калибра использованных вооружений", - добавил к вышесказанному Александр Маркаров.