Смена министров не изменит курс Казахстана - эксперты
Читать на сайте Вестник КавказаВ правительстве Казахстана в последние дни произошли ряд кадровых перестановок. Накануне подал в отставку глава Миннацэкономики республики Ерболат Досаев. Сегодня его примеру последовал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.
Вместо них на вакантные посты назначены председатель правления казахстанского Национального управляющего холдинга "Байтерек" Куандык Бишимбаев и первый зампред правящей в стране партии "Нур Отан" Аскар Мырзахметов. "Вестник Кавказа" узнал у экспертов из России и Казахстана, с чем связаны эти перемены в составе правительства.
Главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев отметил, что "Мамытбеков и Досаев - это довольно специфические политические фигуры, которые часто подвергались критике во время своей работы на министерских постах". "При всем при этом они занимали свои должности достаточно долго. В частности, Асылжан Мамытбеков возглавлял Минсельхоз с 2011 года, и многие говорили, что его и пуля не берет, поскольку сельское хозяйство - это заведомо постоянно критикуемая отрасль не только в Казахстане, но на всем постсоветском пространстве. Тем не менее, он достаточно долго удерживался, и хотя на вчерашнем совещании правительства ему объявили неполное служебное соответствие, в отставку Мамытбеков подал только на следующий день после Досаева", - сказал эксперт.
По словам политолога, бывшие министры "как руководители были склонны проводить системные реформы в тех отраслях, которые они возглавляли". "Естественно, реформаторский стиль их управления и порождал в определенной степени недовольство. Не всегда все получалось, поскольку руководители они относительно молодые. Я думаю, что их карьера вовсе не перечеркнула, Досаев и Мамытбеков найдут применение себе и своим талантам", - считает он.
Эксперт выразил мнение, что кадровые перестановки связаны с реализацией инициированного в прошлом году плана нации "100 шагов", в том числе и земельной реформы. "Власти просто-напросто не сумели объяснить доступным языком, к чему все эти реформы могут привести. В итоге появилась группа недовольных в разных городах страны, которые начали продвигать тему, что всю землю якобы продадут китайцам, а мы останемся ни с чем. Либо все олигархи скупят и так далее. Хотя если внимательно прочитать новую редакцию Земельного кодекса, который с 1 июля должен вступить в силу, таких угроз там вовсе и нет. То есть, в этом реформаторском зуде позабыли более четко и понятно разжевать по полочкам, расставить все по местам, объяснить людям, какие положительные последствия несут эти самые реформы", - посетовал Полетаев.
"Естественно, пострадали в первую очередь те министры, которые, собственно говоря, были близки к этим процедурам. Назначили других людей, но я не думаю, что, скажем так, все эти новые люди привнесут в дальнейшем в курс правительства какие-то принципиальные изменения. Никто не отказывается от проведения реформ тех, которые были анонсированы, все это будет дальше продолжаться. Единственное, что по земельному вопросу введен мораторий. Я думаю, успокоится ситуация, людям объяснят, что к чему и дальше все это пойдет развиваться. И Мамытбеков с Досаевым на приставном стульчике посидят недолго, а потом достойные их должности получат", - прогнозирует он.
Что касается новых руководителей ведомств, то им эксперт дал положительную оценку.
"На мой взгляд, Мырзахметов достаточно подготовленный к своей новой должности человек. Во-первых, перед назначением на пост зампредседателя "Нур Отана" он долгое время был акимом Южно-Казахстанской области, а это развитый сельскохозяйственный регион. Причем, если мы часто рассуждаем о Севере Казахстана как о зерносеечном регионе, там других культур очень мало, то Южный Казахстан представляет собой большую конгломерацию и сельскохозяйственных культур. Там и индейка казахстанская производится, и крупно-рогатый скот, и так далее. То есть, эта область в силу удачных климатических условий и аграрной своей специализации обеспечивает очень большой объем сельхозпродукции. Поэтому руководивший таким регионом, Мырзахметов вполне подходит на свою новую должность. Он имеет опыт для этого", - считает политолог.
"Куандык Бишимбаев зарекомендовал себя как молодой, но достаточно успешный руководитель. Хотя, конечно, экономика требует в нынешних непростых условиях заядлой, может быть, подготовки как практической и теоретической, тем не менее, как показывает практика, сейчас на многие руководящие должности в исполнительной власти приходят молодые люди, поколение 70-х годов рождения. Среди них много балашахеров, выпускников западных учебных заведений, которые учились там по государственной программе. На них уже начинают делать ставку, и, как практика показывает, это более-менее себя оправдывает. Это люди смелые, которые новое веяние чувствуют. Во всяком случае, они знакомы с тем, что происходит в социальных сетях, а ведь именно этот фактор во всей этой истории сыграл достаточно большое значение, поскольку именно там обсуждались все эти новые изменения в законодательстве. Именно там появлялось недовольство действующей властью, именно там собирались люди выходить на митинги", - заключил Эдуард Полетаев.
В свою очередь директор Института ЕАЭС, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Владимир Лепехин объяснил эти перестановки общим трендом в республике, который заключается в том, что там "происходит кадровая работа или, скажем так, кадровая чистка руководства страны после парламентских выборов". "Ее определяют те критерии, которые необходимы и являются ключевыми для реализации новой политики. Сейчас, как мне кажется, идет формирование новой команды", - считает он.
"С другой стороны, мы знаем, что ключевая проблема современного Казахстана - это выстраивание механизмов преемственности власти. И те задачи, которые преследует руководитель страны, не всегда совпадают с интересами тех или иных кланов. Часть кланов поддерживают его политику, часть кланов, соответственно, думает над тем, чтобы реализовать свои интересы в дальнейшем после ухода действующего президента Нурсултана Назарбаева и начинают саботировать какие-то его решения, продвигать своих людей, которые не всегда разделяют политику главы государства", - добавил эксперт.
"Я думаю, что сейчас есть определенная напряженность между главой государства и некоторыми кланами в Казахстане. Насколько это связано с последними отставками, сложно судить, но я думаю, что все-таки задача президента состоит в том, чтобы так провести кадровую политику, чтобы к руководству правительством пришли люди, разделяющие его взгляды на перспективы развития республики. Соответственно, так или иначе, эти задачи формулируются. А те чиновники, которые думают иначе, конечно, они вынуждены подавать в отставку", - сказал политолог.
При этом он воздержался от того, чтобы давать характеристику новым министрам. "Это покажет время, потому что одно дело - демонстрировать готовность в реализации поставленной задачи, и другое дело – способности реально делать это. Назарбаев всегда отличался тем, что давал шансы тем или иным людям на высших постах, но при этом, в случае, если люди не справлялись с поставленными задачами, их убирал. В любом случае, я думаю, что время покажет, насколько удачный выбор. Людям дается шанс. Я думаю, чем больше будет сплоченности вокруг тех задач, которые будет формулировать Назарбаев в период перехода республики от президентской к парламентско-президентской, тем больше перспектив у страны", - резюмировал Владимир Лепехин.