В России появятся "экономические макрорегионы"
Читать на сайте Вестник КавказаВ России могут появиться "экономические макрорегионы". Соответствующая мера предусмотрена в проекте по совершенствованию региональной политики, разработанном сенаторами Совета Федерации совместно с правительством.
Как сообщили источники в правительстве, в настоящее время документ проходит согласование с региональными властями. Глава экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко отметил, что документ не предполагает объединения регионов. "Он раскрывает основные подходы к формированию бюджетной и инвестиционной политики в регионах, описывает разграничение полномочий между федеральной, региональной и местной властью и в целом дает больше самостоятельности регионам и муниципалитетам", - цитирует его "Ъ".
Помимо создания "экономических макрорегионов" документ предусматривает пересмотр "финансовых отношений регионов и федереального центра", которые могут привести к изменениям в бюджетной и налоговой сферах.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов в первую очередь обратил внимание на то, что понятие "экономические макрорегионы" является традиционным научным термином, который вошел в наше федеральное законодательство в 2014 году. "В ФЗ №172 от 28 июня 2014 года "О стратегическом планировании в Российской Федерации" понятие макрорегион подразумевает под собой два и более субъекта РФ, для решения задач которых возможно принятие специальных программ развития или какие-то иные действия по отношению к ним", - напомнил он.
"Поэтому в ближайшее время само понятие макрорегион обретет более конкретное нормативное содержание, поскольку уже традиционно принимаются стратегии развития макрорегионов в виде федеральных округов. Они приняты для всех федеральных округов, за исключением Крымского. Скорее всего, появится стратегия развития арктической зоны, возможно, какие-то иные макрорегиональные образования будут подготовлены в виде программ их развития или иных документов. Что касается самой идеи более четкого закрепления этого понятия, то, скорее всего, мы так или иначе будем сталкиваться с ограничениями, которые определяются Конституцией РФ: федеративный характер российского государства, более или менее стабильное число ее субъектов, от 83 до 89", - рассказал экономист.
При этом он добавил, что появление каких-то надсубъектных территориальных образований зависит во многом от политической воли. "Какое-то содержательное начало в них можно сколько угодно обсуждать, но если мы не найдем этому более четкое законодательное определение, то, по-прежнему, это будет только в виде разного рода научных дискуссий, иногда отдельных каких-то решений, но не планомерная и целенаправленная работа", - сказал эксперт
Помимо этого, он поведал о том, какие именно на сегодняшний день финансовые отношения регионов и центра нуждаются в пересмотре. "О реформе межбюджетных отношений говорят с определенной периодичностью достаточно давно. Вопрос здесь заключается в том, до какой степени федеральный центр готов к принятию важных, ответственных решений, которые эту систему изменят. Предложений со стороны экспертного сообщества существует, действительно, очень много: от кардинальных пересмотров системы разграничения полномочий и даже изменения форм межбюджетных трансфертов до чисто технических, например, изменения принципов распределения отдельных видов субсидий или дотаций и так далее. Поэтому предложения, которые высказываются сенаторами, депутатами и другими политиками, конечно, заслуживают некоторого рассмотрения и обсуждения, но в то же время нужно понимать, что это пока только общие предложения, которые находятся в русле давно проводимой в научных и экспертных кругах дискуссии", - резюмировал Владимир Климанов.
Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина, в свою очередь, обратила внимание на значительную финансовую несамостоятельность субъектов федераций и муниципальных образований. "В 2016 году у нас всего 14 регионов-доноров, а остальные 71 регион - реципиенты. Большинство регионов находятся в серьезной долговой яме, на начало года их долги составляли более 2,5 трлн рублей. Положение муниципалитетов еще хуже, ведь они зависят даже не от своей экономической деятельности, и собственных доходов у них очень мало. В целом, финансовая помощь регионам очень-очень большая", - указала она.
В то же время, Минфин стремится ужесточить политику в отношении регионов и муниципалитетов. "Речь, во-первых, о сокращении бюджетной сети в социальной сфере и введении режима экономии, а также сокращении числа управленцев. В отношении межбюджетных трансфертов вводится более строгий контроль через объединение субсидий и субвенций: межбюджетные трансферты, такие как, к примеру, расходы на дорожное строительство, которые не слишком хорошо контролируются, будут переведены в субсидии. Субвенции сейчас предоставляются, в основном, на делегированные полномочия, когда с вышестоящего уровня власти на нижестоящий передаются полномочия (то есть принятый на федеральном уровне закон спускается на уровень субъекта, а оттуда муниципалитетам, но вместе с деньгами для его выполнения), а в Минфине хотят их жестко разграничить: это должна делать федерация, это - субъект, это - муниципалы, - и делегированные полномочия будут передаваться на время по соглашению", - рассказала Людмила Пронина, добавив, что в планах ведомства сделать часть таких делегированных полномочий постоянными.
"В таком случае будет уменьшаться объем субвенций на делегированные полномочия, а на постоянные полномочия выделят средства либо закрепят дополнительные налоговые доходы и другие виды трансфертов, те же дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Такова в целом политика Минфина, которая направлена сейчас на оптимизацию расходов, потому что с расходами тяжело у всех бюджетов и всех уровней бюджетной системы, и на повышение контроля за расходованием средств, в первую очередь, средств финансовой помощи, межбюджетных трансфертов - дотаций, субвенций, субсидий", - заключила эксперт.