Кто заинтересован в срыве апрельского перемирия между Арменией и Азербайджаном?
Читать на сайте Вестник КавказаТретью ночь подряд Армения и Азербайджан обмениваются интенсивными артиллерийскими ударами. В особенно уязвимом положении оказалась при этом азербайджанская сторона, поскольку удары армянских "Градов", гаубиц Д-30 и минометов сейчас приходятся преимущественно по городу Тертер и прифронтовым селам. В ходе ночного обстрела села Афетли Агдамского района 1 человек погиб, еще 8 получили ранения.
По другую сторону фронта - позиции армянских военных, и гражданского населения там практически нет. Армянские военные, в свою очередь, утверждают, что Азербайджан использует тактику "живого щита", что, по их мнению, оправдывает удары по местам проживания мирного населения.
Впрочем, в Азербайджане хорошо помнят давнее высказывание Сержа Саргсяна: "Азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот стереотип". Так что, определенные представления о гуманности армянской стороны в отношении гражданского населения в Азербайджане также сложились.
Очевидно, что хрупкое московское перемирие от 5 апреля имело кратковременный эффект, который, впрочем, в тот непростой момент, возможно, сохранил регион от скатывания к полномасштабной войне. Однако сейчас, спустя три недели, ситуация вновь накалилась до уровня той, что предшествовала военной операции Азербайджана по освобождению ряда стратегических высот с целью прекращения обстрелов Арменией мирных граждан. Тогда Баку провел "красную линию", после перехода которой уже привычная позиционная "снайперская война" рискует перейти на уровень тактических операций с привлечением танков, артиллерии и боевой авиации. Учитывая продолжающиеся обстрелы населенных пунктов, жертвы среди мирного населения и разрушения гражданской инфраструктуры азербайджанской стороны, нельзя исключать, что в ближайшее время история повторится.
Похоже, что именно на это и делает ставку Ереван, крайне заинтересованный в том, чтобы получить возможность "отыграться" за провалы на фронте в начале апреля. При этом, отрабатывает армянская сторона именно агдамский и тертерский участки фронта, где они находятся на значительно более выгодных позициях, нежели азербайджанцы.
В то время как президент Армении Саргсян говорит о невозможности переговоров без "гарантий безопасности", его министр обороны Оганян находится в Москве, где он пытается максимально ускорить затянувшиеся поставки российского вооружения Армении в рамках льготного кредита в размере $200 млн.
Глава армянского оборонного ведомства, как и верховный главнокомандующий, находятся в данный момент под сильным общественным и политическим прессингом. Президент Серж Саргсян уволил на днях замминистра обороны Алика Мирзабекяна, начальника управления разведки главного штаба ВС Армении генерал-майора Аршака Карапетяна и начальника войск связи ВС генерал-майора Комитаса Мурадяна. Решение, свидетельствующее о недовольстве Саргсяна исходом боевых действий 2-5 апреля.
Напомним, в ночь на 2 апреля все приграничные позиции Азербайджана подвергались интенсивному обстрелу из крупнокалиберного оружия, минометов, гранатометов и артиллерийских установок ВС Армении. Кроме того, был обстрелян ряд населенных пунктов вблизи линии соприкосновения войск, где компактно проживает гражданское население. Боевые действия продолжались более трех дней. Режим прекращения огня был восстановлен 5 апреля в 12:00 по местному времени.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов — 20% территории Азербайджана - находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.
В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.
Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.