19 азербайджанцев, преумноживших славу русского оружия
Читать на сайте Вестник КавказаВ поисках "духовных скреп" многонациональной России и интерпретации патриотизма как национальной идеи сегодня не редко вспоминают общие военные победы.
Историки говорят, что многонациональный состав России, где верховная власть сумела создать благоприятные возможности и для сохранения разными народами своей культурной самобытности, и для приобщения их отдельных представителей к европейской цивилизации, ощущался и в военной сфере. Среди наград, которыми награждали воинов, особое место занимает Георгиевский Крест, имеющий 250-летнюю историю.
Еще в 1769 году императрица Екатерина II учредила особый орден для награждения генералов, адмиралов и офицеров за совершенные ими лично военные подвиги. Орден был назван в честь святого великомученика Георгия, который считается небесным покровителем воинов. Он имел четыре степени, причем первый раз награждаемый должен был представляться к низшей, четвертой степени, в следующий раз — к более высокой — третьей, далее второй и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия первой степени.
С течением времени орден Святого Георгия разросся до комплекса отличий, к которому относились Золотое Георгиевское оружие, знак отличия Георгиевский крест и медаль "За храбрость".
В 1844 году были внесены изменения во внешний вид крестов вручаемых мусульманам, а в последствие и всем нехристианам. В знак уважения их религиозных чувств, на обеих сторонах центрального медальона награды помещали государственного орла. Нумерация этих крестов шла отдельно, что несколько облегчило жизнь историкам, занимающихся поиском в архивах Георгиевских кавалеров, не относящихся к титульной нации. Так, выяснилось, в частности, что среди награжденных крестом было немало азербайджанцев.
Российско-азербайджанские контакты в военной области насчитывают более двух веков, их отсчет ведется со времени, когда азербайджанские ханства стали объектом политических интересов Российской империи. Оказывавшиеся в России более двухсот лет назад азербайджанцы были военнослужащими, аристократами, представителями ханов и беков Ереванского, Бакинского, Талышского ханств. И сегодня россияне помнят имена Исмаил-хана Нахичеванского или "бога русской артиллерии" генерала Али Шихлинского и могут оценить вклад, который, наряду с представителями других народов многонациональной России, азербайджанцы внесли в преумножение славы русского оружия.
Представители мусульманских народов Кавказа занимали заметное положение среди командного состава российской армии и оказались удостоенными боевых наград за храбрость, проявленную на полях сражений.
Примеры доблести, мужества и верности долгу являет собой и целая когорта военных-азербайджанцев.
О награжденных Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия рассказывается в книге азербайджанского генеалога Эльдара Исмаилова, которую, к сожалению, нельзя найти ни в свободной продаже, ни в интернете. Книга основана на источниках из Российского Государственного военно-исторического архива. Весь немногочисленный тираж этой книги (1000 экземпляров) разошелся десять лет назад, в первый же год ее выпуска, в основном среди историков, музейных работников России и Азербайджана, библиотек России, Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Германии. Недавно Исмаилов сам был удостоен высокой российской награды - орденом Святого Станислава 3-й степени, став первым азербайджанцем, отмеченным наградой времен царской России после 1917 года.
Итак, сегодня доподлинно известно, что первым из азербайджанцев Георгиевским кавалером стал полковник Исмаил-бек Куткашинский, боевой офицер и ветеран нескольких войн, который получил орден Святого Георгия четвертой степени в 1843 году после двадцати с лишним лет службы (в основном в "горячих точках" на Кавказе).
Непосредственно в ходе военных действий первым удостоился этой награды полковник Гасан-бек Агаларов, помощник командира Закавказского конно-мусульманского полка, который отличился в сражении при Дебречене в 1849 году во время усмирения Венгрии и Трансильвании.
Орденом Святого Георгия третьей степени офицер-азербайджанец впервые был награжден в 1881 году. Им стал подполковник Нейматулла-бек Гайдаров, отличившийся при взятии русскими войсками под командованием Скобелева туркменской крепости Геок-Тепе.
В списке восьми российских полководцев, награжденных Георгиевским оружием, инкрустированным бриллиантами – азербайджанец генерал Самед-Бек Мехмандаров, единственный представитель Кавказа. Мехмандаров был удостоен этой награды третьим по счету. Интересно, что пятым был великий князь Николай Николаевич – младший, а последним, восьмым – Антон Деникин.
Всего за безупречную военную службу орденом и приравненным к нему знаками отличия были награждены 19 азербайджанцев. Это высокий показатель для народа, представители которого не составляли и трети процента личного состава армии Российской империи. Причем только двое из этих 19 получили Георгиевские кресты по выслуге лет – за четвертьвековую военную службу, а остальные были награждены за конкретные боевые подвиги. Интересно также, что из трех мусульман, удостоенных ордена Святого Георгия третей степени за все время его существования, двое были азербайджанцами – вышеупомянутый генерал-лейтенант Самед-бек Мехмандаров и генерал-адъютант Гусейн-Хан Нахичеванский.
Азербайджанцы - Георгиевские кавалеры
Агаларов Гасан-бек
Бакиханов Джафар - Кули- ага
Бек-Софиев Борис
Визиров Алиамбар Измаилович
Гаибов Фаррух-ага – пилот - испытатель, удостоенный посмертно ордена Св. Георгия IV степени.
Гайдаров Нейматулла - бек
Каджар Фазулла - Мирза
Куткашинский Исмаил - бек
Мамедалибеков Темир - Мирза
Мехмандаров Самед-бек - генерал-лейтенант - орден Св. Георгия III степени
Нахичеванский Гусейн-хан - генерал-адъютант - орден Св. Георгия III степени
Нахичеванский Исмаил-хан
Нахичеванский Келбали-хан
Новрузов Керим-бек - орден Св. Георгия IV степени
Новрузов Теймур-бек
Усубов Ибрагим-ага
Халилбеков Исрафил-бек
Шихлинский Али-ага
Эфендиев Рашид-бек