Обзор прессы Кавказа (11-17 апреля)

Читать на сайте Вестник Кавказа

Кабардино-Балкария обладает уникальным рыбохозяйственным фондом. В реках насчитывается около 30 видов рыбы, наиболее ценными из которых считается ручьевая форель, терский и желтый усач, подуст, а в рыбоводческих хозяйствах успешно выращиваются различные виды карпа, сазана, толстолобика, амура, радужной форели, осетровых и других видов. Аквакультура остается одним из наиболее выгодных и доступных видов деятельности для представителей малого бизнеса на селе,  пишет газета "Кабардино-Балкарская правда".

Как рассказал изданию первый заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства КБР Сергей Говоров, в прошлом году министерство разработало региональную программу развития аквакультуры, призванную обеспечить внутриреспубликанский рынок качественным  ассортиментом рыбной продукции собственного производства. Эффективными объектами для развития аквакультуры являются лососевые и сиговые рыбы, обладающие экспортным потенциалом. В рамках программы рыбоводство в республике планируется развивать по четырем направлениям: выращивание рыбы в специализированных рыбоводческих хозяйствах, рыбоводство в естественных водоемах, рекреационное и фермерское рыбоводство. Естественно, потребуется эффективное научное обеспечение и сопровождение со стороны ученых и специалистов Кабардино-Балкарского аграрного университета им. В.М. Кокова, Кабардино-Балкарского НИИ сельского хозяйства Федерального агентства научных организаций. 

"Целевая республиканская программа – хороший стимулятор  для интенсивного фермерского рыбоводства, считает министр. - У нас имеется множество мелких водоемов с зеркалом воды не более 5-10 гектаров, рыбохозяйственная эксплуатация которых  вполне пригодна для эффективного и высокопродуктивного рыбоводства". На базе таких водоемов Минсельхоз КБР планирует оказывать всяческое содействие в создании фермерских рыбоводческих хозяйств, призванных покрыть потребности внутриреспубликанского рынка.  К тому же в республике имеются повышенный спрос на отечественную продукцию, есть хозяйства, способные снабжать предпринимателей посадочным материалом, есть научные организации, способные осуществлять научно-исследовательскую работу и подготовку кадров, имеется рабочей силы.

Как отмечают эксперты, в республике выращивать рыбу выгодно было во все времена, а сегодня тем более, когда эта подотрасль возведена в ранг одного из приоритетов в сфере регионального агропромышленного кластера. В условиях жесткой конкуренции на отечественном рынке республика имеет все шансы за счет качества и количества занять лидирующие позиции в области аквакультуры в СКФО и поставлять ассортимент востребованной продукции в сопредельные субъекты.

* * *

В Дагестане в течение недели находилась делегация крупной иранской инвестиционной компании "Хамрахиян".  Ранее в ходе визита дагестанской делегации под руководством главы республики Рамазана Абдулатипова в Иран были подписаны меморандумы о сотрудничестве с этой компанией. Как отмечает газета "Дагестанская правда", на нынешних переговорах было принято решение способствовать развитию торгово-экономических связей между организациями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Дагестана и Ирана, обмениваться информацией о проводимых оптовых ярмарках, выставках, конференциях и содействовать участию в них организаций другой стороны. С этой целью было подписано соглашение о создании Ирано-Дагестанского торгово-промышленного союза, в рамках которого, в частности, будут созданы торговые дома - "Дагестан" в Иране и "Иран" в Дагестане для реализации функции в сфере развития  туризма, оказания юридических консультаций сторон, обеспечения визовой поддержки.

В ходе визита в Махачкалу представители группы "Хамрахиян" выразили готовность создать животноводческий комплекс полного цикла от выращивания животных до  фасовки и хранения мясной продукции, была рассмотрена возможность развития  рисоводческих хозяйств, использования иранского сырья для производства керамической плитки и керамогранита. Инвесторы осмотрели ряд производственных площадок республики, в частности Махачкалинский молочный комбинат и Кизлярский мясокомбинат, для определения возможностей сотрудничества в области развития производства по переработке молока.

Согласно информации министра по туризму и народным художественным промыслам РД Магомеда Исаева,  в рамках туристического форума, который проходил в Тегеране в середине марта был подписан меморандум о сотрудничестве между Ираном и Дагестаном в туристической сфере, а также были достигнуты ряд договоренностей с иранскими партнерами. На минувшей неделе, уже в Дагестане были рассмотрены возможности развития круизного морского пароходства между двумя странами с заходом в порт Махачкалы. Кроме этого, представители группы "Хамрахиян" планируют посетить прибрежные районы республики и город Дербент для рассмотрения вариантов строительства туристических баз. Накануне же была  обговорена возможность строительства 18-этажного гостиничного комплекса в Каспийске.

Говоря о перспективах сотрудничества с иранскими инвесторами, председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов отметил, что объемы внешнеторгового оборота между двумя странами выросли по сравнению с 2011 годом почти в 6 раз, но потенциал этого сотрудничества намного больше.  Республика обладает хорошим потенциалом в развитии бизнеса, и перспективы взаимовыгодного сотрудничества достаточно реальны. В республике создана достаточная правовая база для привлечения инвесторов, в том числе и иностранных. "Для инвесторов будут предоставлены все условия. Мы предоставляем целый ряд преференций, а каждый крупный инвестиционный проект имеет куратора в правительстве Дагестана  – от министра до председателя правительства", - подчеркнул министр. Была отмечена и перспективность реализации проекта "зеленый коридор", благодаря которому через Дагестан и Иран в Россию смогут поступать товары из Юго-Восточной Азии, Индии, Сингапура, что принесет дополнительные поступления в бюджет республики. 

* * *

Чуть больше двух месяцев остается до этапа "Формулы-1" в Азербайджане. В Баку подходят к завершению приготовления к грандиозному автошоу, и очень скоро столичные дороги на время превратятся в гоночную трассу, по которой пронесутся болиды самых известных гонщиков мира, пишет газета "Азербайджанские новости". С 5 апреля закрыты для движения транспорта несколько центральных улиц, на которых идет замена и ремонт асфальтового покрытия. Трасса Baku City Circuit (BCC) обещает стать самой скоростной уличной трассой F-1. Скоростная прямая вдоль столичной набережной длиной 2 км позволит болидам разогнаться до 340 км/час, а повороты вдоль крепостной стены Ичери шэхэр с целью обеспечения безопасности будут разделены бетонной перегородкой на две полосы.

Дороги, по которым проходит трасса бакинского этапа, будут отвечать стандартам и соответствовать конфигурации трассы, утвержденной Международной автомобильной федерацией (FIA). Основное требование к асфальтовому покрытию — оно должно быть максимально ровным и рифленым, что повысит сцепление колес автомобилей с дорожной поверхностью. 

Как рассказал руководитель работ по дорожному строительству Baku City Circuit Газанфар Джафарли, два отрезка бакинской трассы пролегают по историческим участкам города, мощенным брусчаткой. Они будут покрыты трехслойным асфальтом поверх защитного слоя. Общая высота твердого покрытия здесь составит 25 см, включая специально заказанную из Германии дорожную сетку, которая будет уложена между двумя слоями асфальта. Эта сетка увеличивает прочность асфальтового покрытия и обеспечивает равномерное распределение силы, предотвращая деформацию булыжников. По словам руководителя отдела маркетинга и коммуникаций BCC Нигяр Арпадараи, большая часть работ, связанных со строительством трассы в соответствии с требованиями FIA, уже завершена. При осуществлении работ строители были особенно осторожны в отношении тех участков, которые проходят рядом с историческими и культурными памятниками столицы, включая вымощенные участки трассы, пролегающие вдоль Ичери шэхэр. В течение месяца после проведения гонки асфальтовое покрытие будет удалено и первоначальный облик этих исторических улиц будет восстановлен. 

Затраты на замену асфальта составили порядка 12 млн долларов, сооружение пит-стопа — 30 млн. Он представляет собой двухэтажное строение, в котором расположатся паддок и рабочая зона команд, включая боксы, где болиды проходят техническое обслуживание и откуда они выезжают на стартовую прямую. Все конструкции будут носить временный характер, включая пит-здание и трибуны.  Старт бакинскому этапу Гран-при Европы "Формулы-1" будет дан 19 июня в 18-00. По информации министра молодежи и спорта Азада Рагимова, с 19 февраля в продажу поступили 30 тыс. билетов, которые можно приобрести в кассах и через интернет. По словам министра, никаких ограничений на продажу билетов нет, как граждане Азербайджана, так и иностранцы могут приобрести любое количество билетов.

* * *

Статья "Что скрывают от туристов абхазские экскурсоводы" на портале "Спутник-Абхазия" рассказывает о проблемах, с которыми сталкиваются приезжающие в республику туристы. С началом курортного сезона, пишет издание, через российско-абхазскую границу едет огромной поток туристов. В прошлом году он зашкаливал. По словам министра по курортам и туризму Автандила Гарцкия, за лето 2015 года Абхазию посетило 3,5 млн человек. Только туристических автобусов проходило через границу в среднем около 80 в день. В этом году Минтуризма прогнозирует увеличение количества туристов на 20%, что по самым скромным подсчетам плюс еще 700 тыс. человек.

По признанию экскурсоводов, работающих на местных туристических маршрутах, их задача, помимо того, чтобы людям было интересно, еще нужно отвлечь их внимание от негативных явлений в Абхазии, которые бросаются в глаза. Часто впечатления у экскурсантов начинаются не с местных красот, не с увлекательного рассказа об обычаях и традициях абхазов, а с задержек на границе, которые могут длиться 1,5-2 часа, а то и больше. Это и физически, и морально тяжело для людей, которые приехали отдыхать. 

Следующее, что видят туристы, –  мусор на трассе. "Летом деревья большей частью скрывают мусор, – рассказывает экскурсовод Нона Джения,  - но туристы приезжают круглый год, и в межсезонье картина не самая привлекательная.  Вот, к примеру, колоннада в Гагре – один из символов Абхазии. Мы там обязательно останавливаемся, туристы фотографируются. Подсветку красивую сделали, но фонтан забит мусором".

"Мусор на трассе – это кошмар! - согласен с Ноной другой экскурсовод Давид. - Редко бывает экскурсия, когда меня не спрашивают: “Почему у вас так грязно?” Стараемся отвлекать внимание туристов легендами и веселыми историями между остановками. Мы много раз обращались к местным властям, но они аргументируют все отсутствием денег. Не думаю, что расставить мусорные контейнеры – такая уж невыполнимая задача". По словам Давида, беспокоят туристов и стаи бродячих собак. Их масса в Пицунде, в Новом Афоне. Первая остановка на маршруте происходит в Гагре на колоннаде, а там туристов  ждут бродячие собаки. Они уже знают, что им что-то по любому перепадет. Люди едут на целый день, естественно запасаются бутербродами, которыми и кормят собак. Какие-то животные спокойные, какие-то агрессивные, все они грязные, естественно, непривитые, могут укусить. Это проблема – однозначно.

Среди других проблем туристической отрасли, как рассказывают специалисты, - недостаточные санитарные проверки общепита и торговцев на стихийных рынках. Редко бывают экскурсии, чтобы несколько человек после съеденного не получили расстройство желудка. На главных туристических объектах республики не хватает точек с бесплатным Wi-Fi, необходимы милицейские патрули. Заблудился турист, отбился от группы, не к кому обратиться. В милиции отвечают, что они занимаются проблемами поважнее – борьбой с преступностью. Негативный осадок оставляет и вымогательство автоинспекторов.

"Проблем масса, и решать их необходимо, – считает экскурсовод Ванда Пилия. — Нас спасает, что природа Абхазии, наши достопримечательности перебивают негатив, и туристы в конце говорят, что хотели бы сюда приехать жить. Однако, природа природой, но над инфраструктурой работать необходимо для развития туризма!" Она привела пример. Однодневная экскурсия из Сочи по “Золотому кольцу Абхазии”, включающая посещение Гагры, Пицунды, озера Рица, Нового Афона и села Лыхны стоит 2700 рублей с человека. Если умножить эту сумму на 30 (среднее количество мест в автобусе) и на 80 (количество автобусов в день в разгар курортного сезона), то получается выручка в 6 млн рублей в день только от продажи туров, не считая питания туристов и покупки сувениров, а это серьезное подспорье для республики.