Анализ влияния возможных новых поставок российских вооружений в Армению на армяно-азербайджанский баланс сил
Читать на сайте Вестник Кавказа18 февраля 2016 года было анонсировано соглашение согласно которому Россия предоставит Армении кредит эквивалентный 200 млн долларов США на покупку российского вооружения. Как уже было отмечено рядом российских и армянских экспертов, это делается для поддержания баланса сил в регионе. В принципе, мнение весьма логичное… Если не поразмыслить о том, что именно можно купить на такую сумму, и что вообще заложено в данный пакет поставок. Давайте сравним характеристики вооружений, который собирается закупить Армения на сей кредит, и определим на вскидку степень, с которой эти вооружения могут повлиять на расклад сил в регионе.
В перечне оборудования одним из пунктов стоят дизельные двигатели и прицелы для бронетехники.
Дизельные двигатели В-84МС предназначены для установки на танки типа Т72А/Б, Б1 и другие машины на этой платформе. По сравнению со старым В-46 (Т-72А) мощность В-84МС повышена на 60 лс. Особой погоды это не делает, но тем не менее это можно считать небольшим улучшением.
Дизельные двигатели УТД-20 предназначены для старых версий БМП-1, БМП-2 и других машин на этой платформе.
Гарантийный моторесурс этих двигателей составляет приблизительно 500 моточасов и по истечению этого срока двигатель отправляется на капремонт. Моторесурс двигателей гусеничной техники меньше чем у колесной (в большинстве своем, но бывают и исключения).
В зависимости от условий эксплуатации (например, равнинная местность или горы), качества ГСМ и квалификации механиков-водителей, ресурс двигателей может быть ниже или выше.
Эти двигатели очень популярны в странах, имеющих на вооружении танки Т-72, БМП-1/2 и другие машины подобного рода. Счет этих машин по всему миру идет на десятки тысяч единиц. В том числе и несколько сотен в Азербайджане.
Танковый прицельный комплекс 1А40-1 является разработкой 30-летней давности (середины 1980-х годов) и предназначался для установки на танки Т-72Б и Т-72А (при модернизации). Он значительным образом уступает прицелам танков Т-90, а также израильской модернизации азкрбайджанских танков Т-72 «Аслан».
Вышеуказанное предполагает, что вышеперечисленные изделия предназначаются просто для поддержания необходимой нормальной работоспособности армянской военной гусеничной техники, и не являются каким-то новейшим оборудованием, «вундервафлей» и чем-либо, существенно меняющим расклад в бронетанковых силах на Южном Кавказе.
Есть в списке и противотанковое оружие. Оно представлено гранатометами РПГ-26 «Аглень» и управляемыми ракетами 9М113М «Конкурс-М» (модернизация комплекса «Конкурс»).
РПГ-26 представляет собой противотанковый гранатомет одноразового применения. Дальность стрельбы — около 170 м. Моноблочная граната не предназначена для борьбы с техникой, защищенной динамической защитой (!) и имеет заявленную бронепробиваемость в 440 мм по нормали. Для сравнения, эквивалент лобовой брони танка Т72 ранних модификаций составляет 450 мм (верхний лобовой лист корпуса) и 500 мм (лоб башни), даже без учета устаревшей динамической защиты «Контакт-1». Таким образом поставленный гранатомет не может быть эффективным средством поражения танков в лобовую проекцию. А с наличием у танка правильно установленной динамической защитой, шанс поразить, например, даже устаревший танк Т-72Б со старенькой динамической защитой типа «Контакт-1» практически ничтожен, не говоря уже о более современных Т-90С.
Однако у любого танка есть слабые места, например, участки бортов и корма. Но для этого нужно подобраться к танку сбоку или сзади что в принципе невозможно при организованной поддержке танка пехотой. Этим гранатометом можно бороться только с легкой бронетехникой типа БТР или БМП или совсем устаревшими танками типа Т-55 (опять же правильная установка динамической защиты решает эту проблему).
Ракета 9М113М предназначается для противотанкового комплекса «Конкурс-М». Он был принят на вооружение в 1991 году. Ракета предназначена для уничтожения тяжелой и легкой техники, оснащенной динамической защитой, полевых укреплений, а также низколетящих и низкоскоростных целей днем и ночью. Дальность поражения – 4000 м днем и 3500 м ночью.
Тандемная боевая часть обладает бронепробиваемостью в 750 мм при попадании под прямым углом, но заявленная вероятность пробития такой брони составляет 0.5 (50%). Таким образом для гарантированного уничтожения современного танка обладающего такой толщиной или эквивалентом брони требуется два выстрела. Этот комплекс может применяться против устаревшей техники, например, танков Т-72 старых модификаций, оснащённых динамической защитой первого поколения «Контакт-1». Против лобовой брони современных танков Т-90С ее эффективность практически равна нулю. В качестве примера можно вспомнить случай с попаданием ракеты американского ПТРК ТОУ-2А в танк Т-90 в Сирии. Машина осталась цела. Кстати, пробиваемость тандемной боеголовки этого американского комплекса составляет около 850 мм, то есть даже выше чем у ПТРК «Конкурс-М». Возьмем в расчет так же что тот Т-90 был образца 1992 года с литой башней имеющей меньшую бронестойкость чем Т-90С стоящий сегодня на вооружение бронетанковых сил Азербайджана.
РПГ-26 и «Конкурс-М» уже есть на вооружении ВС Армении, однако опыт боевых действий со 2 по 5 апреля 2016 года показал успешность тактики азербайджанских танкистов, взаимодействовавших со спецподразделениями и мотопехотой, — за время боев был потерян всего азербайджанский танк, получивший повреждения на мине (при 14 уничтоженных танках армянской стороны, учет уничтоженных БМП и БТР велся отдельно). Вряд ли новые поставки каким-либо существенным образом повлияют на баланс сил на линии соприкосновения. Армянские пехотинцы или уничтожались или покидали позиции до того, как у них появлялась возможность эффективного поражения азербайджанской бронетехники.
Далее в списке идет снайперская винтовка Драгунова (СВД) модернизированная. В данной версии у винтовки новый ствол, прицельные приспособления и другие изменения. Винтовка стала точнее и удобнее. Однако излишне говорить, что и это не является тем оружием, которое влияет на баланс сил.
Комплекс пассивной радиотехнической разведки Автобаза-М является интересным пунктом в российско-армянском соглашении, одним из самых важных и дорогих.
Этот комплекс предназначен для обнаружения, классификации и сопровождения воздушных и морских целей по излучению их радиоэлектронного оборудования. Наземный комплекс позволяет осуществлять за координатами и другими основными параметрами целей и автоматически передавать их на командные пункты систем ПВО. В составе комплекса «Автобаза-М» имеются 4 станции обнаружения и пеленгации (СОП), а так же станция обработки информации (СОИ).
Комплекс представляет собой хорошее дополнение для оборонительных систем как например береговая оборона или ПВО. С учетом того что в последнем трехдневном противостоянии в Нагорном Карабахе ВВС сторон вообще не играли никакой роли (ВВС Армении не участвовали, вертолеты ВВС Азербайджана были отозваны в первые же часы противостояния после уничтожения одной из машин огнем пехоты, из РПГ), этот комплекс скорее всего избыточен и бессмысленнен в противостоянии с Азербайджаном. Скорее всего он является противовесом для такого соседа как Турция.
РСЗО «Смерч» и тяжелая огнемётная система ТОС-1А «Солнцепек», являются по нашему мнению самыми интересными частями списка.
Системы эти уже есть на вооружении Азербайджана, и армяне на собственном опыте испытали действие одной из них (ТОС-1А) во время последних боев со 2 по 5 апреля этого года. Кроме того, РСЗО «Смерч» в меньшем количестве единиц чем в ВС Азербайджана есть и у армянской стороны. Обе системы в какой-то мере повысят боевой потенциал армянской армии, но нужно брать в расчет что это довольно дорогая техника и Армения не сможет закупить их в достаточном количестве даже по внутрироссийским ценам. Таким образом, достичь количественного паритета и тем более перевеса над Азербайджаном по этим ключевым системам не представляется возможным в масштабах этого кредита. Что касается качественного превосходства – ВС Азербайджана имеют данные системы на своем вооружении уже достаточно долго и расчеты дивизионов неоднократно принимали участие в крупных и не очень общевойсковых и специальных учениях. А в боях со 2 по 5 апреля этого года одна из них (ТОС-1А) была успешно применена (в весьма ограниченном масштабе) против реального противника на передовой.
Также в списке есть различная инженерная техника и автотранспорт включая знаменитый российский броневик «Тигр», который уже стоит на вооружении Армении несколько лет.
В основе своей, судя списку вооружения и техники, предназначено все это все больше для обороны чем для наступления. Еще неизвестно что же выберет Армения из этого списка, чтобы уложиться в сумму этого кредита. И даже если взять вероятность того, что все вооружение будет продано по внутрироссийским ценам в рублях (в результате девальвации рубля в последние паре лет рублевый эквивалент кредита увеличился почти в два раза.) желания армянских стратегов не соответствуют их возможностям. К примеру система «Смерч» стоит около 12.5 млн. долларов США за единицу в экспортном варианте. По внутрироссийским ценам она дешевле, но еще не стоит забывать, что требуются закупки достаточного количества недешевых боеприпасов для этого, а также для других типов вооружения, что требует очень приличной суммы.
Таким образом, можно сказать, что несмотря на то что этот 200-миллионный кредит сможет в какой-то степени поднять боевой потенциал армянской армии, тем не менее попытка как качественного, так и количественного паритета, а тем более превосходства над Азербайджаном не удастся. А ведь есть еще и фактор того, что азербайджанская сторона будет продолжать наращивать свое количественное превосходство в материально-технической базе. Гонка вооружений в наших интересах.
Интересно еще то что, на момент выхода этой статьи оригинальный список вооружения исчез с Официального Интернет Портала Правовой Информации. Видимо, Армения в связи с последними успешными военными успехами Азербайджана попросила изменить список вооружения. Вопрос, а поможет ли это ей?
Замечание редакции: Армянская мифология исписала просторы интернета бреднями о том, что в боях начала 1990-х годов азербайджанская сторона якобы обладала двух-, пяти-, десяти- и т.д. кратным преимуществом над армянами в технике, «но боевой дух армянского солдата» оказался сильнее чем количественное превосходство. Вопрос – где был этот боевой дух со 2 по 5 апреля этого года? И почему не получилось победить и отобрать трофеи сейчас, когда Азербайджан задействовала свои силы лишь на 10 – 20 процентов?